Апраксия представляет собой нарушение целенаправленных произвольных действий и движений, не сопровождаемых элементарными двигательными расстройствами, обусловленное поражением коры головного мозга.
При апраксии происходит утрата определенных навыков (в зависимости от формы заболевания) – двигательных, речевых, профессиональных, бытовых; а у детей апраксия проявляется невозможностью обучения этим навыкам.
К развитию данного состояния приводит повреждение преимущественно теменных долей головного мозга в результате травмы, опухоли, инсульта, дегенеративных процессов.
Специфического лечения данного нарушения психической деятельности не существует.
Причины
Ученые считают, что причиной возникновения такой проблемы являются различного рода повреждения мозга, к ним можно отнести некоторые патологические процессы которые происходят в нем, например опухоли или поражения различных участков.
Также влияют дегенеративные явления, которые зачастую локализуются в теменных сегментах. Информацию о жизненно важных стратегиях действия сохраняет именно этот участок, помогает понять, как реагировать в той или иной ситуации.
Поэтому именно повреждение определенных участков мозга, а точнее теменных и зон, которые с ним связанны, приводят к возникновению данного нарушения.
Реже такое заболевание возникает вследствие разрушения мозолистого тела, поражения лобных и премоторных участков коры. Именно эти структуры отвечают за координацию движений, что важно при выполнении достаточно сложных движений и манипуляций. Причиной повреждения определенных структур или участков мозга могут быть различные инфекционные заболевания, опухолевые образования, дегенеративные процессы или травмы головы.
Патологические процессы могут стать причиной развития апраксии. Это различные воспалительные процессы участков мозга, нарушения кровоснабжения, травмы, которые стали причиной слабоумия, развитие заболеваний, при которых клетки мозга постепенно отмирают, это болезни Паркинсона и Альцгеймера.
Это отклонение чаще несет органический характер, например оральная апраксия – это нарушение работы мышц лица, также могут быть проблемы в работе мышц только половины туловища или одной конечности. Если наблюдается левосторонняя апраксия, это свидетельствует о повреждении мозолистого тела.
К основным факторам, которые провоцируют развитие апраксии, относят серьезные нарушения в кровоснабжении мозга, в результате чего происходит поражение тканей, так называемый ишемический инсульт. В результате развития данного нарушения мозговые структуры теряют свои функции из-за плохого кровоснабжения тканей, в следствии возникает кинестетическая апраксия. Если у пациента наблюдается церебральный синдром, возникает апраксия ходьбы.
Апраксия — это неврологическое расстройство, характеризующееся нарушением способности выполнять целенаправленные действия, несмотря на сохранность моторных функций и понимания. Врачи выделяют несколько видов апраксии, включая идеомоторную, идеаторную и конструктивную. Идеомоторная апраксия проявляется в трудностях выполнения простых движений по просьбе, тогда как идеаторная затрудняет выполнение последовательности действий, необходимых для достижения определенной цели. Конструктивная апраксия затрагивает способности к созданию и воспроизведению объектов, что может затруднить выполнение задач, связанных с рисованием или сборкой. Врачи подчеркивают важность комплексного подхода к диагностике и реабилитации пациентов с апраксией, так как это расстройство может значительно влиять на качество жизни и повседневную деятельность.
Классификация и симптомы апраксии
Существует множество классификаций апраксии, которые во многом перекликаются друг с другом. В них выделяются следующие формы апраксии:
- идеаторная. Характеризуется недостаточным уровнем произвольного планирования движений и нарушением контроля за выполнением двигательной программы. При данной форме расстройства нарушается последовательность действий, наблюдаются импульсивные сбои на деятельность, которая не соответствует поставленной цели. Эти ошибки могут отмечаться и при выполнении действий по команде, и при копировании действий другого человека. Пациент теряет инструментальные и профессиональные навыки, испытывает трудности в самообслуживании, нарушается процесс воспроизведения символических движений, утрачиваются конструктивные способности.
Развитие идеаторной апраксии связано с поражением лобных долей коры по причине опухолей, сосудистой патологии или дегенеративных поражений этого участка мозга;
- конструктивная апраксия. При данной форме расстройства пациент испытывает трудности при составлении целого предмета из его элементов. Конструктивная апраксия является наиболее распространенной формой данного заболевания. Она связана с поражением теменных долей обоих полушарий. Симптомы конструктивной апраксии проявляются при рисовании и конструировании фигур. Больные затрудняются выполнить задания, связанные со срисовыванием простых и сложных фигур, предметов, человека, животных по памяти или с листа. При данной форме апраксии пациент не может выбрать место для рисования на листе, затрудняется с выполнением заданий на конструирование фигур из кубиков или палочек;
- моторная апраксия – пациент способен к составлению плана последовательных действий, но не может его выполнить. В случае моторной апраксии у пациента есть понимание задания, но нет способности осуществить его, даже, если ему его продемонстрируют. Моторная апраксия может ограничиваться лишь одной половиной тела или одной конечностью или мышцами лица;
- премоторная апраксия — обусловлена дезавтоматизацией движений и их инертностью; для нее характерно нарушение навыков превращения простых движений в более сложные двигательные акты; развивается в случае поражения премоторной области коры;
- кинестетическая или идеамоторная или афферентная апраксия. В этом случае происходит нарушение произвольности движений при сохраненной пространственной их организации. Для афферентной апраксии характерны недифференцированные, плохо поддающиеся управлению движения. Пациенты с афферентной апраксией не могут правильно воспроизвести различные позы рук, не могут совершить действия без предметов, к примеру, не могут изобразить движение, с помощью которого они наливают воду в чашку. Афферентная апраксия компенсируется за счет усиления зрительного контроля над выполняемыми движениями;
- кинетическая апраксия. При данном нарушении пациент может планировать, а затем контролировать свои движения, но утрачивает способность к автоматизированным двигательным навыкам. По этой причине движения его становятся неловкими и медленными. Человек сознательно пытается контролировать свои движения, даже выполняя хорошо заученные привычные действия. Кинетическая апраксия развивается вследствие поражения заднелобных премоторных участков лобных долей коры;
- динамическая апраксия развивается в случае поражения неспецифических глубинных структур мозга, что ведет к нарушениям непроизвольного внимания. У больного затрудняется автоматизация и усвоение новых двигательных программ. Могут возникать ошибки и при выполнении заученных программ;
- регуляторная апраксия – нарушение программирования и контроля произвольных движений. Больной не может программировать и подчинять движения заданной программе. Происходит отключение сознательного контроля за выполнением действий. Сложные программы пациент заменяет более простыми или инертными стереотипами;
- артикуляционная апраксия – самая сложная форма расстройства, характеризующаяся нарушением управление мышцами лица. При артикуляционной апраксии нарушаются сложные движения языка, губ, что в свою очередь, ведет к нарушению речи. Пациенты с артикуляционной апраксией не могут воспроизвести простые артикуляторные позы по заданию, не могут найти нужные для произнесения звуков позиции речевого аппарата;
- апраксия туловища связана с нарушением способности правильно располагать конечности и туловище в пространстве, чтобы ходить, стоять или сидеть;
- апраксия одевания связана с неспособностью пациента выполнить действия, чтобы одеть себя;
- апраксия ходьбы связана с нарушением ходьбы при отсутствии проприоцептивных, двигательных, вестибулярных расстройств, атаксии; возникает в случае поражения лобных долей коры.
Классификация по Лурию
Александр Лурия, советский нейропсихолог, проводя исследования характерных синдромов, разделил апраксию на виды:
- Регулярная. Этот вид апраксии отличается сохранением тонуса и функциональностью мышц, отклонения происходят на уровне контроля движений. Пациент с легкостью выполняет шаблонные телодвижения, копирует врача. Но ему тяжело дается переключение с одной задачи на другую.
- Кинетическая. Поражаются премоторные участки. У больного возникают проблемы с автоматизированными движениями, они стают медленными, ему тяжело организоваться во временном пространстве. Такой человек непоследовательно и долго может выполнять автоматизированные и элементарные двигательные операции, появляется нездоровая инертность.
- Пространственная. Больной полностью дезориентируется в пространстве, он не может показать «лево-право» и «верх-низ». Поражения происходят в затылочно-теменной зоне.
- Афферентная. Человек совершает достаточно грубые и тяжело управляемые двигательные операции. Больному легче показать определенные движения, контролируя их зрительно.
Апраксия — это нарушение способности выполнять целенаправленные действия, несмотря на сохранность моторной функции и понимания. Люди, сталкивающиеся с этой проблемой, часто описывают свои ощущения как фрустрацию и замешательство. Классификация апраксий включает несколько видов: идеомоторная, идеаторная и конструктивная. Идеомоторная апраксия проявляется в трудностях с выполнением простых движений по просьбе, тогда как идеаторная затрагивает более сложные последовательности действий, например, приготовление пищи. Конструктивная апраксия затрудняет создание объектов, таких как рисование или сборка конструкций. Понимание этих видов помогает специалистам разрабатывать эффективные методы реабилитации, что значительно улучшает качество жизни пациентов.
Терапия
Терапия направлена на коррекцию двигательных навыков больного. Врач должен обучить пациента целенаправленным действиям, при сохранных у больного психических функциях. Если апраксия сочетается с нарушениями речи, что усложняет вербальный контакт с больным и его социальную адаптацию.
В детском возрасте апраксия часто диагностируется при врожденном слабоумии, задержке психомоторного развития и ДЦП.
При апраксии больным подбираются схемы индивидуальной терапии, применяется физиолечение, занятия с логопедом и большое значение придается трудовому обучению больных. Пациентам с серьезными неврологическими нарушениями необходимо оказать психологическая помощь, круглосуточное наблюдение и социальный работник.
Классификация Липмана
Единой классификации двигательных расстройств не существует. Одну из наиболее известных классификаций предложил немецкий психолог Липман еще в начале прошлого века.
Он выделил три группы апраксии:
- Идеаторная. Больной теряется в последовательности выполнения движений, поэтому он не может самостоятельно совершать сложные манипуляции. С простыми движениями легче, он может даже повторить элементы сложных двигательных актов, но проблема возникает на этапе их соединения.
- Моторная. Человек ясно понимает задачу, но ему тяжело ее выполнить. Проблема в двигательных центрах, которые не способны воспринять идею человека. Он осознает то, что ему нужно сделать, но не может это воспроизвести, легко и быстро повторяет движения исключительно в произвольном порядке.
- Идеокинетическая. Проблема возникает на уровне воли, пациент не способен «заставить» тело выполнять любые движения. Возникает полная инертность движений, все попытки совершить манипуляцию выглядят неловко и размыто. Больной теряет способность даже к элементарным бытовым задачам, часто у таких людей возникают проблемы с речью или способностью писать.
Классификация
Опираясь на особенности проявления, клиницисты выделяют такие виды апраксий:
- Амнестическая. Развивается нарушение способности осуществлять последовательные действия по просьбе врача. Пациент попросту забывает, что должен выполнить за предыдущим движением.
- Идеаторная апраксия. Человек может выполнять любые движения в отдельности, но испытывает проблемы, когда необходимо выполнить их в определенной последовательности.
- Конструктивная апраксия. Отмечается нарушение способности составить целый предмет из составных частей.
В зависимости от локализации поражения головного мозга неврологами принято выделять такие формы апраксии:
- Моторная апраксия. Человек не может произвести последовательный ряд действий, несмотря на желание.
- Идеомоторная апраксия. Выражается нарушением приобретенных навыков. Больной не способен воспроизводить сложные движения.
- Лобная апраксия. Характеризуется отсутствием способности пациента к программированию и координированию последовательных движений.
- Кортикальная. Выражается на основании стойкого патологического изменения моторной коры головного мозга на поврежденной стороне. Наиболее часто диагностируют левостороннюю форму.
- Билатеральная. Формируется на фоне поражения мозолистого тела. Такой вид болезни носит только двусторонний характер, приводит к нарушению процесса взаимодействия двух полушарий мозга.
Моторная апраксия имеет собственную классификацию:
- идеокинетическая — пострадавший выполняет случайные действия, но не может осуществить целенаправленные движения;
- мелокинетическая — происходит искажение той или иной манипуляции.
По типу снижения памяти, умственной деятельности и других когнитивных расстройств выделяют такие варианты:
- Пространственная апраксия. Человек ощущает состояние, отличное от реальности. Пациент не понимает разницы между выполнением действий при открытых и закрытых глазах. Самая распространенная форма.
- Оральная апраксия. Отмечается утрата способности к реализации речевой функции. Второе название болезни — апраксия речи.
- Эфферентная апраксия. Когда пациент может выполнить знакомые движения, но не в состоянии повторить то, что делают другие люди.
- Артикуляционная апраксия. Считается наиболее сложной формой болезни, поскольку человек не может членораздельно разговаривать. Не наблюдается парезов или параличей артикуляционных органов.
- Кинетическая апраксия.
- Кинестетическая апраксия. Обуславливается поиском нужных движений, что отмечается при нарушении их произвольного действия.
- Акинестическая. Отмечается отсутствие достаточных побуждений к выполнению какой-либо манипуляции.
- Регуляторная апраксия.
Специфичные типы подразумевают существование следующих видов апраксии:
- апраксия ходьбы — развиваются сложности с передвижением при сохранности мышечной силы в нижних конечностях;
- апраксия одевания;
- апраксия руки (синдром чужой руки) — проблема может быть как односторонней, так и двусторонней, заключается в том, что верхние конечности не подчиняются желаниям человека;
- апраксия век — пациент испытывает трудности с открыванием глаз;
- апраксия взора — отличается невозможностью двигать глазами или фиксировать взгляд даже на короткий промежуток времени.
Последние две формы объединены в один вид — окуломоторная апраксия.
Виды апраксических расстройств
Апраксические случаи можно разделить на несколько типов по расстройству определенных навыков:
- Синдром чужой руки. Характеризуется нарушением работы одной или обеих конечностей. Руки буквально не слушаются своего владельца, становятся неуправляемыми. Во времена, когда эпилепсию лечили хирургическим путем, рассекали два полушария мозга, в результате у больного появлялся данный синдром. Поэтому этот метод перестали использовать.
- Конструктивная апраксия, которую выделил еще Липман. Данную форму двигательных нарушений Лурия отмечал как апрактоангозия. Имея данную форму расстройства, больному трудно изобразить или построить геометрические фигуры или объемные модели.
- Апраксия левой руки, как отдельное расстройство, причиной которого является поражение мозолистого тела. При этом правая рука всегда полноценно функционирует.
- Оральная форма. Нарушается функциональность мышц лица. В результате развивается дизартрия (нарушение произношения), сложные движения губами и языком становятся проблематичными. Нарушается артикуляция, это свидетельствует о поражении лобной доли, может возникнуть расстройство сформированной речи – афазия.
- Окуломоторные расстройства.Основными проявлениями является нарушения в неспособности больного двигать глазами, ему тяжело зафиксировать взгляд на одном объекте, не смотря на это человек способен следить за движущимися предметами. Может возникнуть нарушение в способности моргать, больной часто не может открыть глаза.
Апраксия- что это такое?
Праксис.
Апраксия (АС) –это нарушение целенаправленных действий, при сохранении составляющих его элементарных движений, при этом отсутствуют моторные нарушения в виде параличей, гипокинезии или атаксии. Занимает особое место в неврологии и логопедии, так как часто нуждаются одновременно в помощи логопеда, невролога, нейропсихолога.
АС возможна в одной, обеих руках, в оральных мышцах, при ходьбе и т.д.
По статистике данное состояние встречается с высокой частотой у пациентов, у которых поражено именно левое полушарие головного мозга (ГМ). Соответственно, значительно реже при поражениях правого полушария ГМ.
Факторы, необходимые, чтобы осуществлялись целенаправленные движения (праксис):
- Сохранение афферентной и эфферентной основы движений;
- Сохранение зрительно-пространственных отношений;
- Программирование и контроль при организации праксиса.
Чтобы возникла АС, необходимо повреждение одного из участков функциональной системы, отвечающей за праксис (префронтального или премоторного поля – №6 и 8; постцентрального отдела – №39 и 40), чтобы прервались дифференцированные импульсы и нарушилась четкая адресация стимулов.
Симптоматика
Признаки, по которым можно точно распознать апраксию, это нарушения в работе мышц лица, проблематичность в выполнении точных движений, неспособность повторить, проблемы в использовании определенных инструментов, неспособность одеться.
О нарушении ходьбы можно говорить, когда человек сильно сутулиться, появляется неправильная (шаркающая) походка, человек при ходьбе может неожиданно остановиться, ему тяжело перешагнуть через препятствие. Часто больной даже не замечает изменений в поведении или движениях, они его не беспокоят. Отклонение могут обнаружить врачи, проведя ряд неврологических исследований.
Симптомы данного заболевания проявляются когда:
- человеку сложно повторить ряд манипуляций по четной команде, он просто не понимают этой последовательности;
- пациенты теряются в пространстве, следовательно, не могут выполнить ориентировочные движения;
- шаги небольшие, движения скованные;
- пациенты не могут одеться;
- наблюдается персеверация определенного движения;
- сложно открыть глаза.
Информация о компонентах артикуляторной апраксии
Принято различать следующие компоненты апраксии речи:
- Распад артикуляторного кода (специальная память, в которой хранятся комплексы движений, необходимые для произнесения фонем.
- Нарушение способности оценивать и фонологически квалифицировать произносимые звуки, в одних случаях больше всего страдает воспроизведение отдельных звуков, в других — выделение данного звука из комплекса.
Клинически это можно охарактеризовать, как грубые искажения и деформации артикулем, а также нестойкость артикуляций во всех видах выразительной речи (ситуативная, диалогическая, автоматизированная, отраженная, номинативная).
- Наличие затруднений при использовании уже восстановленных речевых навыков. Данный компонент проявляется как различие выраженности таких нарушений:
- намеренная и ненамеренная речи;
- зависимость устной речи;
- чтение и письмо от контекста;
- трудности в согласовании речи и действий.
Диагностика апраксии
Методы диагностики двигательных расстройств были разработаны совсем недавно. Раньше для исследования данной проблемы пациента просили повторить элементарные движения и манипуляции.
Например, человека просили выполнить ряд действий и задач — размешать сахар в чае, перелить воду из одной посудины в другую, продеть нитку в ушко иголки. Обследования сводились к тому, что человек проводил обычные манипуляции с предметами.
Современные ученые усложнили процесс диагностики расстройства, добавив к простым и сложным манипуляциям предметами ряд дополнительных задач. Сейчас больному предлагают повторить ряд движений за врачом, выполнить действия которые называют, провести ряд манипуляций с представляемыми предметами. В процессе диагностики пациента просят встать или присесть, показать как он готовит и пьет чай без приборов.
Проводя такие несложные эксперименты, следя при этом за мимикой человека, врач может легко определить разновидность нарушения, но таким образом невозможно выявить этиологический фактор, поэтому нельзя точно говорить о том, что данные симптомы проявляются в результате мозговых поражений. Для назначения курса лечения необходимо выяснить степень и место поражения, а также его причину. Такие исследования проводят неврологи и психиатры.
Патофизиология апраксий
Праксис возможен только при слаженной работе, как коры больших полушарий, так и глубинных структур головного мозга. Например, причины апраксий могут скрываться в подкорковых образованиях экстрапирамидной системы. Однако ведущее значение в формировании центров практической деятельности принадлежит именно коре. В функциональном отношении высшую психическую деятельность, к которой и относят праксис, подразделяют на три блока:
- Первая сигнальная система. Подразумевает работу отдельных анализаторов и осуществляет первичные этапы гнозиса и праксиса;
- Вторая сигнальная система. Объединяет работу нескольких анализаторов, позволяет осмысленно воспринимать внешний мир и осознанно к нему относиться;
- Третья сигнальная система. Высший уровень интеграции. Формируется у человека в результате его социального развития, в том числе и обучения. За счет овладения знаниями и навыками осуществляется осмысленная, планомерная и целенаправленная деятельность.
Основой формирования центров праксиса является первый сигнальный блок и нормальное функционирование анализаторов. Практическая деятельность человека (бытовые навыки, производственная деятельность, символическая жестикуляция) формируются на уровне второй сигнальной системы и совершенствуются в третьей.
Наиболее ярко выраженные апраксии можно видеть при поражении различных областей (преимущественно теменной и лобной долей) доминантного полушария, которым для правшей является левое, а для левшей – правое.
Частое сочетание апраксии с речевыми нарушениями является следствием расположения центров речи и целенаправленных двигательных актов в доминантном полушарии.
В качестве основных этиологических факторов могут выступать следующие причины:
- острые и хронические сосудистые заболевания головного мозга;
- черепно-мозговые травмы;
- нейроинфекции;
- эпилепсия;
- последствия перинатальной патологии нервной системы.
Лечение
При лечении данного недуга основной упор делается на устранение этиологического фактора, но по сути на сегодняшний день медицина бессильна против этой проблемы. Разработаны лечебные мероприятия, которые достаточно эффективно позволяют достичь стабильно положительного результата:
- назначаются препараты, помогающие нормализовать подачу крови к определенным структурам мозга, в результате в мозг поступает достаточное количество кислорода и питательных элементов;
- постоянно исследуется и контролируется кровяное давление, проводятся профилактические мероприятия ля нормализации последнего;
- регулярный прием антихолинэстеразных препаратов, которые повышают эффективность нормализации нервной и психической функции;
- реабилитационные мероприятия, направленные на восстановление пораженных участков;
- хирургическое вмешательство.
Эти методы не дают желаемого результата в лечении данной проблемы, они лишь не надолго купируют нежелательную симптоматику. Поэтому врачи предпочитают использовать индивидуальный подход к каждому пациенту, группой специалистов по данной проблеме разрабатывается методика, направленная на реабилитацию когнитивной сферы и устранения причины.
Лечение и восстановление.
Апраксия как утрата способности к профессиональной деятельности.
При том или ином виде АС наблюдаются нарушения в профессиональной деятельности, что приводит к частичной или полной утрате трудоспособности; в инструментальных бытовых навыках; в навыках самообслуживания, что приводит к постоянному оказанию помощи в уходе извне (даже при выполнений гигиенических процедур); конструктивных способностей (вплоть до невозможности писать); выполнении символических действий (непонимание того, когда машут рукой при прощании).
Все это усложняет нормальную жизнь человека и его окружения, поэтому требует лечения в виде когнитивной реабилитации (направлена на улучшение внимания, памяти, восприятия, мышления), физиотерапии (лечебный массаж, лечебная физкультура), помощи логопеда (при речевой АС), трудотерапии по индивидуальным схемам.
При нейродегенеративных заболеваниях, когда состояние пациента прогрессирует, обязательно проведение динамического ухода за больным обученными родственниками, или специальным медицинским персоналом, в особенности мероприятий по предотвращению образования повреждений и рациональному питанию.
Автор статьи: врач-субординатор Белявская Алина Александровна.
Профилактика
Профилактические мероприятия, которые результативно помогают предупредить данную проблему, также не разработаны. Не смотря на это, выделяют ряд рекомендаций, которые значительно уменьшают риск возникновения и развития двигательных нарушений:
- отказ от вредных привычек и алкоголя;
- сделать регулярными прогулки на свежем воздухе и занятия спортом;
- урегулировать свой режим питания;
- питаться сбалансировано, употреблять только полезные продукты и в нужных, для организма, количествах;
- регулярно посещать больницу, проходить полный осмотр;
- следить за артериальным давлением и если наблюдаются скачки, лучше проконсультироваться доктором по данной проблеме.
Апраксия — достаточно сложное и тяжелое заболевание, вследствие которого человек теряет двигательную функцию некоторых органов или частей тела, ему сложно проводить даже самые элементарные манипуляции с предметами.
Люди, страдающие этим недугом, зависимы от общества, в частности от родных и близких, так как выполнение определенных операций им просто не под силу. Будьте здоровы!
Диагностика
Клинические проявления заболевания довольно специфичны, поэтому правильный диагноз ставят во время первого посещения врача. Чтобы дифференцировать вид болезни, могут потребоваться дополнительные обследования.
Прежде всего клиницисту следует самостоятельно выполнить ряд мероприятий:
- изучение истории болезни — для поиска провоцирующего фактора, обладающего патологической основой;
- сбор и анализ анамнеза жизни;
- тщательный неврологический осмотр;
- оценка осуществления пациентом простейших движений, в том числе двигательной функции нижних и верхних конечностей, глаз и век;
- детальный опрос — полученная информация даст возможность выяснить первое время возникновения и степень выраженности симптоматики, что нужно для представления врачом полной клинической картины.
Среди инструментальных процедур стоит выделить:
- УЗИ;
- КТ;
- МРТ головного мозга.
Лабораторные исследования не обладают диагностической ценностью.
Чтобы окончательно поставить диагноз «кинетическая апраксия» (или любую другую форму болезни), могут потребоваться консультации таких специалистов:
- нейропсихолог;
- психолог;
- офтальмолог;
- логопед;
- нейрохирург.
Советы логопеда
Занятия со специалистом приносят лишь небольшие улучшения в процессе говорения, социальной адаптации ребенка. Основная нагрузка лежит на родителях. Занимаясь дома, следуя советам логопедов, вы достигнете максимального эффекта при лечении диспраксии.
На что нужно обратить особое внимание:
- Играйте, а не занимайтесь Для дошкольника важно понимать, что еще ребенок. Игра – ведущий вид его деятельности. Обучайте, тренируйте, корректируйте нарушения в процессе игры. Пусть вам и малышу будет весело и интересно.
- Развивайте не только правильное говорение, но и другие способности ребенка Например, координация движения хорошо развивается во время ощупывания предметов, рисования, догонялок.
- Развиваете мелкую моторику
- Рисуйте, лепите, собирайте мозаику
- Не забывайте об артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастиках Для занятий можно использовать методы Стрельниковой, Бутейко, Толкачевой
https://youtube.com/watch?v=SPqfFIlUmxI%3Ffeature%3Doembed
Диагностика патологического состояния
Кто занимается диагностикой заболевания? Для оценки речевого развития привлекают аудиолога, который должен оценить состояние органов слуха и исключить этот фактор, как причину нарушения. Логопед проверяет характеристики устной речи, моторику, мелодичность. Критерии устно-моторного оценивания:
- проверка тонуса мускулатуры органов речевого аппарата;
- развитость координации;
- упорядоченность движений мышц.
Специалист наблюдает за пациентом во время выполнения логопедических заданий и в функциональных ситуациях. Проверка мелодики заключается в способности к изменению интонации, паузам. Важным критерием развития речи является возможность больного вести диалог, насколько то, что он говорит понятно окружающим.
Постановка диагноза начинается с изучения анамнеза, анализа жалоб пациента. Первично обращают внимание на артикуляцию век, возможность выполнения несложных бытовых действий (например, расстегивание и застегивание пуговиц). Уже визуально специалист может предположить, специфику расстройства. Инструментально апраксию подтверждают после аппаратной диагностики головного мозга.
Прогноз специалистов и вероятные последствия
В зависимости от характера патологии, которая стала возбудителем апраксии, выстраиваются прогнозы. Поэтому специалисты проводят мероприятия по устранению причин заболевания и совершенствованию движений, выполняемых произвольно.
В связи с тем, что как такового лечения заболевания нет, а есть лишь поддерживающие методы, наблюдается ряд последствий:
- качество жизни пациента резко снижается, ввиду невозможности испытания неких тактильных ощущений и телодвижений;
- самообслуживание для людей, страдающих от заболевания, невозможно, поэтому требуется постоянный уход;
- и конечно о занятии каким-либо видом работ речи быть не может.
Апраксия – это тот тип заболеваний, которые развивают инвалидность пациента.
Этиология
Апраксия — это нарушение процесса выполнения каких-либо движений или жестов, хотя человек физически способен их сделать. Основная причина возникновения аномалии связана с поражением больших полушарий головного мозга и проводящих путей мозолистого тела.
К подобным нарушениям могут привести следующие предрасполагающие факторы:
- перенесенный ранее инсульт;
- формирование злокачественных или доброкачественных новообразований в мозге;
- болезнь Альцгеймера;
- лобно-височная деменция;
- кортикобазальная ганглиозная дегенерация;
- болезнь Хантингтона;
- черепно-мозговые травмы;
- нарушение процесса кровообращения в головном мозге хронического характера, что нередко переходит в слабоумие;
- полное отсутствие или неадекватное лечение воспалительного поражения мозга (энцефалита);
- болезнь Паркинсона.
Болезнь может возникнуть в любом возрасте, дети — не исключение. У детей патологию часто провоцируют такие факторы:
- сильнейшие удары по голове;
- травмы мозга, например, при дорожно-транспортных происшествиях;
- падение с высоты;
- ДЦП;
- опухоли головного мозга;
- аутизм;
- энцефалит.
Заболевание никогда не возникает самостоятельно, а всегда развивается в результате того или иного патологического процесса.
Оглавление
- Дорога к бессмертию
- Бессмертие и религия
- Бессмертие в древнем Египте
- Бессмертие в древней Греции
- Бессмертие в Индуизме
- Бессмертие в Буддизме
- Бессмертие в Иудаизме
- Бессмертие в Христианстве
- Бессмертие в Исламе
- Бессмертие в Зороастризме
- Бессмертие в Синтоизме
- Бессмертие в Даосизме
- Бессмертие в религиях заключение
- Бессмертие и наука
- История анабиоза
- Анабиоз в природе
- Диапауза
- Оцепенение
- Спячка
- Анабиоз, различные стадии
- Анабиоз человека
- Философия смерти
- Танатология
- Анатомия коры головного мозга
- Физиология коры головного мозга
- Бессмертие и анабиоз
- Анабиоз, медицина и биология
- Дегидратация
- Искусственная гипотермия
- Клатраты ксенона
- Анабиоз клатратный
- Анабиоз и закон
- Анабиоз в Антарктиде
- Техническое обеспечение анабиоза
- Бессмертие и вера
- Библиотека Ordo Deus
- Каталог заглавий
- Каталог авторский
- Каталог заболеваний
- Каталог систематический
- Общий терминологический словарь
- Словарь естественнонаучных и технических терминов
- Словарь медицинских терминов
- Краткие сведения об упоминаемых авторах
- Рецепты эликсиров бессмертия
- Избранные афоризмы
- Список литературы и других источников информации
- Контактная страница Ordo Deus
- План развития Ordo Deus
- Организация — Ordo Deus
- Устав Ordo Deus
- Завет Ordo Deus
- Хроники Ordo Deus
- Полный свод знаний
- Коллектив Ordo Deus
Как это выглядит?
Признаки апраксии:
- отсутствие навыков контроля мимических мышц лица;
- затруднения при одевании (проблемы с завязыванием шнурков и застегивания молнии);
- отсутствие навыков координации пальцев рук и кисти (возникают проблемы при рисовании элементарных элементов);
- затруднения при соотношении использования предметов и рода деятельности, где они должны задействоваться;
- нарушения при ходьбе;
- человек не может перешагнуть или обойти препятствие;
- отмечается ранее отсутствовавшая сутулость.
Причины подобных нарушений
Формы апраксии бывают очень разнообразные с нарушением ориентации и двигательной активности различных мышечных групп. Но для всех видов расстройства характерным является то, что причина кроется в локальном поражении мозолистого тела либо коры головного мозга. Что может вызвать развитие патологического очага в мозговых структурах? Этому могут способствовать механические повреждения и травмы мозга различного характера, а также новообразования, причем, не только злокачественные. Иногда дефект движений, действий и ориентации появляется после тяжелых нейроинфекций или как последствие перенесенного инсульта. В качестве причины апраксии нередко выступает болезнь Альцгеймера и другие дегенеративные изменения мозга, наблюдаемые в инволюционном периоде. Различные сосудистые патологии, которые приводят к поражению лобных зон, часто вызывают у больного такие симптомы, как неоконченные и непоследовательные действия, прерванные движения. В зависимости от локализации области поражения структур мозга, апраксии разделяют на:
- лобную;
- двустороннюю;
- кортикальную,;
- динамическую (премоторную);
- моторную.
Диагностика и оказание помощи
Для того чтобы диагностировать заболевание проводится ряд мероприятий:
- анализ анамнеза и жалоб патологии;
- осмотр неврологом;
- осмотр нейропсихологом;
- проводится магнитно-резонансная и компьютерная томография;
- нередко пациент посещает кабинет нейрохирурга и психолога.
Медикаментозное лечение в этом случае отсутствует, а препараты не способны даже замедлить развитие заболевания. Кроме того, чтобы бороться с патологией и ее последствиями осуществляются следующие действия:
- контролируется кровяное давление, и назначаются препараты, которые способны улучшить питание и кровоток в головном мозгу;
- хирургическое вмешательство (удаляется опухоль).
Специалист, который наблюдает пациента, составляет индивидуальный план терапевтической программы, которая подразумевает такие процедуры:
- физиотерапия;
- трудотерапия;
- когнитивный метод реабилитации;
- занятия с логопедом.
Методы помощи при заболевании во многом зависят от деталей. Например, очень важен возраст пациента, степень поражения и характер патологии.
Несмотря на то, что как такового лечения не существует на сегодняшний день, вышеперечисленные процедуры позволяют хотя бы частично восстановить функционирование. Физиотерапия является наиболее эффективным методом, так как со временем наблюдаются улучшения функций организма.
Лечение, а точнее поддерживающая терапия – это довольно трудный и длительный процесс, который требует настойчивости и терпения.
Поэтому, не стоит затягивать с походом к врачу, если появились подозрения на заболевание. В зависимости от причин будет осуществлено направление к психиатру или неврологу.
Помимо того, что для пациента разрабатывается индивидуальный комплекс восстановительных и поддерживающих процедур, следует окружить его заботой. Потребуется дополнительно психолог, сиделка, ведь не всегда родные и социальный работник смогут находиться рядом с пациентом.
Общая информация
Впервые апраксия была описана Липманном, он определял ее, как заболевание, при котором человек не способен выполнять целесообразные движения при отсутствии нарушений мышечного тонуса, атаксии и отсутствии парезов.
Липманн разделил это заболевание на такие виды:
- Моторная (акрокинетическая), при которой больной чётко понимает движения, которые необходимо выполнить, но не может их воспроизвести;
- Идеаторная, больной не представляет, какое движение необходимо выполнить;
- Идеокинетическая, которая занимает промежуточное место.
Он связывал это заболевание с поражением головного мозга, а именно, теменной и нижнетеменной областей.
Апраксия возникает в тех случаях, когда нарушается один из компонентов, необходимых для выполнения тех или других, сложных произвольных движений. Она резко отличается от атаксии, парезов и дистонии.
Это важно! В соответствии с местом локализации поражения головного мозга, нарушаются различные механизмы, которые являются основой произвольных движений и исходя из этого, болезнь может принимать разнообразные формы. В данной статье мы расскажем о кинестетической(афферентной) апраксии.
Вопрос-ответ
Какие бывают виды апраксии?
Апраксия оральная (apraxia oralis) — моторная апраксия лицевой мускулатуры с расстройством сложных движений губ и языка, приводящим к нарушению речи. Апраксия пространственная — апраксия, проявляющаяся нарушением ориентировки в пространстве, прежде всего в направлении «правое — левое».
Что такое апраксия?
Апраксия — нарушение двигательной или речевой функции, вызванное не физическими патологиями и изменениями мышечного тонуса, а поражениями различных отделов головного мозга.
Каковы причины апраксии?
Травма, кровоизлияние, тромбоз, опухоль, инфекция, разрушающие (дегенеративные) болезни типа альцгеймеровской деменции, алкогольной энцефалопатии, поражения лобно-теменной коры (кортикобазальная дегенерация).
Что нарушается при апраксии?
Апраксия (от греч. А — отсутствие, praxis — действие) — утрата способности выполнять произвольные целенаправленные действия при сохранности физических возможностей для выполнения этих действий (т. Е. При отсутствии параличей и пр. ), утрата прежде сформированных навыков (нарушение процедурной памяти).
Советы
СОВЕТ №1
Изучите основные виды апраксии, чтобы лучше понимать, как они могут проявляться. Это поможет вам распознать симптомы и вовремя обратиться за помощью к специалисту.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на связь между апраксией и другими неврологическими расстройствами. Понимание этих взаимосвязей может помочь в диагностике и выборе подходящего лечения.
СОВЕТ №3
Если вы или ваши близкие сталкиваетесь с признаками апраксии, не стесняйтесь обращаться к нейропсихологам или логопедам. Специалисты могут предложить эффективные методы реабилитации и поддержки.
СОВЕТ №4
Следите за новыми исследованиями и методами лечения апраксии. Научные открытия могут привести к новым подходам в терапии и улучшению качества жизни людей с этим нарушением.