Нарушение речи при инсульте – это один из наиболее часто встречающихся симптомов. В некоторых ситуациях это состояние воспринимается не так серьезно, как, например, паралич.
Тем не менее, подобный дефект способен существенно осложнить жизнь пациенту и его близким. Какие виды расстройства речи встречаются при инсульте, как их различают неврологи, и в чем их особенности – об этом пойдет речь дальше.
После инсульта часто возникают расстройства речи
Механизм запоминания
Мозг человека работает, как компьютер. Чтобы сохранить текущую информацию он использует оперативную память, а для длительного хранения не обойтись без жесткого диска. В зависимости от того насколько долго часть мозга отвечающая за память хранит информацию, выделяют:
- непосредственную память;
- кратковременную;
- долговременную.
Интересно, что в зависимости от вида, память хранится в разных участках мозга. Кратковременные воспоминания концентрируются в , а долговременные – в гиппокампе.
Способность к запоминанию считается важной частью интеллекта. Поэтому от ее развития зависит и объем информации, которой владеет человек.
Работа памяти состоит из запоминания, сохранения и воспроизведения. Когда люди получают информацию, она поступает от одной нервной клетки к другой. Эти процессы происходят в области коры головного мозга. Данные нервные импульсы приводят к созданию нейронных связей. По этим путям в дальнейшем человек извлекает, то есть, вспоминает полученные сведения.
На то, как успешно и надолго запомнится информация, влияет то, с каким вниманием человек относится к объекту. Если это ему интересно, то он сильнее концентрируется на интересующем его предмете и процесс запоминания происходит на высоком уровне.
Вниманием и концентрацией называют такую функцию психики, которая позволяет сфокусировать все мысли на определенном объекте.
Не менее важным, чем запоминание, является забывание информации. Благодаря этому нервная система разгружается и освобождается место для новых сведений, начинают образовываться новые нейронные связи.
Какое полушарие отвечает за память, точно сказать нельзя, так как оба эти участка играют важную роль в процессе обработки и запоминания информации.
Врачи отмечают, что за речь в головном мозге отвечают в основном две области: Брока и Вернике. Область Брока, расположенная в лобной доле, отвечает за формирование речи и ее грамматическую структуру. В то время как область Вернике, находящаяся в височной доле, отвечает за понимание речи. Эти зоны работают в тесной связи, обеспечивая как говорение, так и восприятие языка.
Травмы в этих областях могут привести к серьезным нарушениям. Например, повреждение области Брока может вызвать афазию, при которой пациент теряет способность формировать осмысленные фразы, несмотря на сохранение понимания. В свою очередь, повреждение области Вернике может привести к тому, что человек будет говорить, но его речь станет бессмысленной. Врачи подчеркивают, что ранняя диагностика и реабилитация в случае травм этих зон крайне важны для восстановления речевых функций.
Дизартрия
Неврологи разделяют нарушения речи на две большие группы – дизартрии и афазии.
Дизартрия развивается вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата.
То есть, пациент не может произносить слова из-за пареза речевых мышц. В зависимости от места расположения очага дизартрия может быть:
- бульбарной;
- псевдобульбарной;
- коркововой;
- подкорковой;
- мозжечковой.
Диагностика этой группы речевых расстройств не представляет сложностей. Пациент хорошо воспринимает речь на слух, у него сохранна так называемая внутренняя речь. Чтение и письмо не нарушены. Дизартрии хорошо поддаются восстановлению.
Объем памяти
Согласно недавним результатам исследований, ученым удалось выяснить, что объем памяти человеческого мозга составляет около миллиона гигабайт.
Если способности к запоминанию хорошо развиты, то творческим личностям это может доставлять много проблем.
В составе головного мозга около сотни миллиардов нервных клеток, между каждой из которых существуют тысячи нейронных связей. Информация передается в синапсе. Так называют точку, в которой контактируют нейроны. Во время взаимодействия двух нейронов, происходит формирование прочных синапсов. На ветвящихся отростках нервных клеток есть дендриты, которые увеличиваются в размерах во время получения новой информации. Эти отростки позволяют контактировать с другими клетками, во время увеличения он может воспринимать большее количество сигналов, поступающих в мозг.
Некоторые ученые сравнивают дендриты с битами компьютерного кода, но вместо цифр применяют описательные характеристики их размеров.
Но раньше не знали и том, каких размеров способны достигать эти отростки. Ограничивались только определением маленьких, средних и больших дендритов.
Ученые из Калифорнии столкнулись с интересной особенностью, которая заставила их пересмотреть известную информацию о размерах отростков. Это произошло во время изучения гиппокампа крысы. Это отдел мозга отвечающий за память по отношению к зрительным образам.
Исследователи заметили, что один, из отростков нервной клетки, отвечающий за передачу сигналов способен взаимодействовать с двумя дендритами, принимающими информацию.
Ученые выдвинули предположение о способности дендритов принимать одинаковую информацию, если она происходит от одного аксона. Поэтому размер и прочность их должны быть идентичными.
Было произведено измерение объектов, отвечающих за формирование синаптических связей. В ходе исследования удалось выяснить, что разница между дендритами, получающими информацию от одного аксона составляет около восьми процентов. Всего удалось выявить 26 возможных размеров отростков.
Основываясь на результатах исследований, была выдвинута гипотеза о способности человеческой памяти сохранять квадриллион байт информации. Чтобы сравнить мозг с компьютером достаточно знать, что размер средней оперативной памяти устройства не больше восьми гигабайт. Тогда как мозг может сохранить миллион гигабайт.
Каждый человек знает, что полностью использовать весь объем памяти нельзя. Многие хоть раз забывали о днях рождениях друзей и родственников, испытывали трудности с изучением стихотворений или запоминанием параграфов по истории. Это явление считается нормальным. Но, если человек помнит абсолютно все, то это считается феноменом. Миру известны лишь единицы людей, которые помнили большую часть полученных сведений.
Головной мозг — главнейший регулятор функций любого живого организма, один из элементов До сих пор ученые медики изучают особенности мозга и открывают все новые невероятные его возможности. Это очень сложный орган, который связывает наш организм с внешней средой. Отделы мозга и их функции регулируют все жизненные процессы. Внешние рецепторы ловят сигналы и информируют о поступивших раздражителях (световых, звуковых, тактильных и многих других) какой-либо отдел мозга. Ответная реакция наступает мгновенно. Как работает наш головной «процессор», разберемся подробнее.
Головной мозг — это сложная структура, состоящая из множества отделов, каждый из которых выполняет свои уникальные функции. Одним из ключевых участков, отвечающих за речь, является Брока и Вернике области, расположенные в левой полушарии у большинства людей. Эти зоны играют важную роль в формировании и понимании языка. Травмы в этих областях могут привести к различным нарушениям, таким как афазия, что значительно затрудняет общение. Люди, столкнувшиеся с подобными проблемами, часто отмечают, как сильно это влияет на их жизнь и социальные взаимодействия. Важно помнить, что восстановление функций речи возможно, но требует времени и усилий, а также профессиональной помощи. Поэтому забота о здоровье головного мозга и его защита от травм имеют первостепенное значение.
Иное мнение
Развитие нейровизуализации позволяет сделать предположение, что функции, которые ранее по представлению учёных выполняли доли Вернике, осуществляются височными долями. Существуют теории, утверждающие, что нижняя и средняя височные извилины обрабатывают речевую информацию. Также небольшая доля височной извилины работает для распознания и обработки речи. Но это лишь предположения. Перейдём к результатам исследований.
Несколько лет назад Нью-Йоркский университет и медицинский центр при нём поставили под сомнение достижения Брока и Вернике, которые наблюдали за перенесшими инсульт людьми. Учёные исследовали активность органов вполне здоровых пациентов при помощи современных инструментов – магнитно-резонансного томографа, работа коего основана на наблюдениях кровообращения при осуществлении различных задач. Результаты позволили сделать вывод, что анатомия центров речи совсем не такая, как считалось на протяжении полутора веков.
Электроды накладывались прямо на поверхность коры мозга, что предоставляет возможность получить высокоточную картину с хорошим разрешением.
Черепа никто никому не сверлил, всё осуществлялось с согласия пациента, которому приходилось вскрывать черепную коробку для лечения каких-либо неврологических отклонений.
Части согласившихся на исследование электроды прикрепили к одному из полушарий, части – к обоим. Во время наблюдения они слушали речь, повторяли её про себя и в голос. Причём среди слов были не только им знакомые, но и придуманные, не несущие смысла. Неизвестные слоги позволили разделить функции произнесения речи и понимания смысла фраз.
В результате выявились центры, которые были наиболее активными. Располагаются они в обоих полушариях фактически в равной мере. Ещё был сделан вывод, что речевой отдел менее сложный, чем языковый. Последний отвечает за понимание, обработку информации и составление логических фраз, а не просто произнесения слов или слогов, как речевой. Потому и дети издают первые невыразительные слоги раньше, чем понимают речь посторонних.
Общее описание мозга
Отделы мозга и их функции полностью руководят нашими жизненными процессами. Состоит человеческий мозг из 25 миллиардов нейронов. Это невероятное количество клеток образует серое вещество. Мозг покрывает несколько оболочек:
- мягкая;
- твердая;
- паутинная (здесь циркулирует ликвор).
Ликвор — это спинномозговая жидкость, в головном мозге играет роль амортизатора, защитника от любой ударной силы.
Как у мужчин, так и у женщин мозг развит абсолютно одинаково, хотя вес его разный. Совсем недавно улеглись споры о том, что вес мозга играет какую-то роль в умственном развитии и интеллектуальных способностях. Вывод однозначный — это не так. Вес мозга составляет примерно 2 % от общей массы человека. У мужчин вес его в среднем 1 370 г, а у женщин — 1 240 г. Функции отделов головного мозга человека развиты стандартно, от них зависит жизнедеятельность. Умственные способности зависят от созданных в мозге количественных связей. Каждая клетка мозга — нейрон, который генерирует и передает импульсы.
Полости внутри мозга называются желудочками. В разные отделы уходят черепно-мозговые парные нервы.
Предыстория
В медицинской практике первые эксперименты выявить области мозга, отвечающие за речь, делались в начале XIX века. В средине 1860-х годов французский антрополог и хирург Поль Брок опубликовал результаты своих исследований, где говорилось, что участок коры, отвечающий за речь, расположен в задней нижней области левого полушария. Это что касается левшей.
Результат был получен благодаря наблюдательности доктора. Он заметил, что у людей, которые пережили инсульт правого полушария, не наблюдались дефекты и расстройства речи. У кого левое полушарие пострадало из-за инсульта, такие аномалии выявлялись, причем довольно-таки выражено.
Эта зона мозга и называется область Брока. Рассмотрим данный участок подробно: его расположение и назначение по мнению французского специалиста, а затем прибегнем к результатам учёных из Нью-Йоркского медицинского университета, чьи эксперименты подтверждают не изученность органа и фактически ставят крест на более чем полуторавековом представлении медицины и науки про центр речи в головном мозге.
Строение
На картинке показано, как устроен головной мозг. Самую значительную часть занимают несмотря на это, все отделы мозга и их функции играют огромную роль в работе организма. Выделяется пять главнейших отделов:
- конечный (от общей массы составляет 80 %);
- задний (мост и мозжечок);
- промежуточный;
- продолговатый;
- средний.
В то же время разделяется головной мозг на три основные части: ствол мозга, мозжечок, два больших полушария.
Проблемы с речью после инсульта
После нарушения кровообращения в мозге – инсульта, большинство пациентов не могут произнести внятного предложения, а порой даже словосочетания. Не факт, что в таком состоянии они вообще могут рационально мыслить и составлять эти предложения в уме. В науке определено две группы нарушений речи у людей после инсульта:
- афазия – когда страдает кора мозга, отвечающая за речь и целый перечень иных психических и физиологических процессов;
- дизартрия – состояние, причиной коего является иннервация мышц речевого аппарата, расположенных в носоглотке.
Мы видим, что высказанная в начале статьи мыль о том, что человек практически ничего не знает про головной мозг, подтверждается. Люди полтора века признавали, что центр Брока расположен в левом полушарии, его основная функция – воспроизведение речи, но недавно было открыто, что ни один мозговой центр в полной мере не берёт на себя все эти функции. Вскоре учебники придётся писать заново.
https://youtube.com/watch?v=DSHJQMHRMbg%3Ffeature%3Doembed
Конечный мозг
Невозможно кратко описать строение мозга. Чтобы понять отделы мозга и их функции, необходимо плотно изучить их структуру.
Конечный мозг тянется от лобной до затылочной кости. Здесь рассматривается два больших полушария: левое и правое. От других этот отдел отличается наибольшим числом борозд и извилин. Развитие и строение мозга тесно завязаны между собой. Специалистами выделено три вида коры:
- древняя (с обонятельным бугорком, передним продырявленным веществом, полулунной подмозолистой и боковой подмозолистой извилиной);
- старая (с зубчатой извилиной — фасцией и гиппокамбом);
- новая (представляет всю оставшуюся часть коры).
Полушария разделяются продольной бороздой, в ее глубине располагается свод и мозолистое тело, которые соединяют полушария. Само мозолистое тело выстлано и относится к новой коре. Строение полушарий достаточно сложное и напоминает многоуровневую систему. Здесь различаются лобная, височная, теменная и затылочная доли, подкорка и кора. Большими полушариями выполняется огромное количество функций. Стоит отметить, что левое полушарие командует правой частью тела, а правое наоборот — левой.
Познавательная страничка
В настоящее время выявлено более 30-ти возможных отклонений в онтогенезе мозга. Сбои в работе мозга могут возникнуть и на любом из этапов взросления. Они могут быть спровоцированы травмами, стрессами, проблемами со здоровьем, экологией и другими факторами. При малейших признаках отклонений, родителям стоит показать ребенка опытным специалистам! Вы можете пройти консультацию нейропсихолога, а так же записаться на комплекс упражнений по мозжечковой стимуляции в Зеленограде.
На развитие мозга можно посмотреть с точки зрения двух наук : нейропсихологии и кинезиологии. Развивая головной мозг детей в раннем возрасте, можно и нужно брать за основу несколько методик, соединяя их в свой собственный комплексный подход, который даст результат. Не стоит в раннем возрасте перегружать детей информацией о числах, буквах, звуках, таким образом стимулируя развитие левого полушария. Правильным будет сконцентрироваться на двигательной активности, направляя ее в нужное русло. Нейропсихология – это раздел клинической психологии, который изучает мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования. И именно нейропсихология предлагает нам поддерживать работу мозга в «рабочем» состоянии как можно дольше, такими, на первый взгляд «странными» манипуляциями в повседневной жизни. Открыть упражнения Кинезиология — это наука, изучающая мышечное движение человека во всех его проявлениях. Основа наших знаний о мире — это информация, которую мы получаем посредством органов восприятия. Мысли, тело и эмоции тесно связаны друг с другом. Мозг обладает сильным эмоциональным компонентом. В условиях стресса приток крови к коре головного мозга может блокироваться, так что коммуникация между левым и правым полушарием расстраивается, непроизвольно отключаются органы чувств. В такой ситуации зачастую трудно думать и действовать одновременно. Для восстановления баланса в системе «мозг — тело» и приведения ее к оптимальному функционированию нужно высвободить застоявшуюся энергию и восстановить каналы коммуникации. Для этого существует весьма эффективное средство — методы кинезиологии.
Кора
Поверхностный слой головного мозга — это кора, толщину она имеет 3 мм, покрывает полушария. Структура состоит из вертикальных нервных клеток, имеющих отростки. В коре содержатся также эфферентные и афферентные нервные волокна, а также нейроглии. Отделы головного мозга и их функции рассмотрены в таблице, а что представляет собой кора? Ее сложнейшая структура имеет горизонтальную слоистость. В строении имеется шесть слоев:
- наружный пирамидальный;
- наружный зернистый;
- внутренний зернистый;
- молекулярный;
- внутренний пирамидальный;
- с веретеновидными клетками.
Каждый имеет разную ширину, плотность, форму нейронов. Вертикальные пучки нервных волокон придают коре вертикальную исчерченность. Площадь коры составляет примерно 2 200 квадратных сантиметров, количество нейронов достигает здесь десяти миллиардов.
Афазия
https://youtube.com/watch?v=P3BiUQgQayI%3Ffeature%3Doembed
Это более сложное нарушение речи. Оно носят системный характер, охватывает организацию речи на разных уровнях и ее связи с другими психическими процессами. Как следствие, у пациента с афазией дезинтегрируется вся психическая сфера.
В зависимости от того, какой участок коры поврежден, различают такие виды нарушений, или афазий:
- моторная – афферентная и эфферентная;
- сенсорная;
- динамическая;
- акустико-мнестическая;
- амнестическая;
- тотальная.
Для правильной диагностики разных форм афазии имеет значение не только локализация очага, но и тяжесть, давность заболевания. Каждое из этих нарушений характеризуется определенными особенностями и заслуживает отдельного внимания.
Моторная афазия
Моторная афазия – одно из самых тяжелых нарушений. В зависимости от того, где локализуется поражение, она бывает афферентной и эфферентной. Нередко врачи диагностируют комбинацию этих расстройств. Подобные ситуации особенно проблематичны в плане реабилитации пациента.
Афферентно-моторная афазия обусловлена угнетением нижних отделов в постцентральной извилине и прилегающих нижнетеменных отделах (40, 7 поля)
Афферентная моторная афазия возникают из-за невозможности регуляции головным мозгом произвольных движений языка и губ. Другими словами, пациент попросту не может выполнить движение, необходимое для произношения определенного звука. Неврологи называют подобное состояние оральной апраксией. При этом, так как парез двигательных мышц отсутствует, непроизвольные движения могут наблюдаться. Внешне это проявляется как отсутствие речи, искаженное воспроизведение звуков или поиски правильной артикуляции.
Эфферентная моторная афазия развивается в том случае, если имеет место поражение отделов головного мозга, ответственных за плавное произношение артикуляционных единиц. При этом пациент может произносить какой-либо звук, слог, или слово изолированно, но сказать простую фразу из нескольких слов для него невозможно. Предложения становятся разорванными, нарушаются грамматические конструкции.
Данный вид афазии обусловлен нарушением мозгового кровообращения в премоторных отделах левого полушария (44, 45 поля)
Сенсорная афазия
Второе ее название – акустико-гностическая. Характеризуется грубым расстройством понимания речи при ее слуховом восприятии. Чужие предложения пациент воспринимает как хаотичный поток звуков. Кроме того, у больных отсутствует слуховой контроль над собственной речью, из-за чего они не сразу осознают свою болезнь.
Динамическая афазия
Может протекать в двух вариантах. При первом нарушается речевое программирование, при втором – возникают трудности с грамматическими конструкциями. Речь пациентов бедна, односложна. Дикция, как правило, изменена мало.
Акустико-мнестическая афазия
Обусловлена угнетением функционирования височно-затылочной области коры головного мозга
Возникает из-за невозможности воспринимать речь на слух. В отличие от акустико-гностического расстройства, у пациента наблюдается патология слуховой мнестической деятельности. Он хорошо слышит и воспринимает речь, но не может удержать в памяти только что услышанную информацию. Параллельно наблюдается сужение запоминающих способностей. В результате больные не могут понимать развернутые тексты, которые требуют слуховой памяти.
Амнестическая афазия
Диагностируется в тех случаях, если имеется поражение теменно-височных отделов головного мозга. Пациент забывает название предметов, окружающих его в повседневной жизни. При этом он помнит их назначение и свойства. В результате, когда больной хочет сказать «ручка», он произносит – «то, чем пишут».
Этот вид афазии представляет собой трудности в назывании предметов, хотя больному их значение и употребление известно
Тотальная афазия
Эта патология представляет собой комбинацию моторного и сенсорного расстройства. У таких пациентов устная речь отсутствует во всех ее проявлениях. При прогрессировании болезни нарушается восприятие и письменной речи.
Отделы головного мозга и их функции: кора
Кора руководит несколькими специфическими функциями организма. Каждая доля отвечает за свои параметры. Рассмотрим функции, привязанные к отелам подробнее:
- височная — управляет обонянием и слухом;
- теменная — отвечает за вкус и осязание;
- затылочная — зрение;
- лобная — сложное мышление, движение и речь.
Каждый нейрон контактирует с другими нейронами, имеется до десяти тысяч контактов (серое вещество). Нервные волокна — это белое вещество. Некая часть объединяет полушария мозга. Белое вещество включает в себя три вида волокон:
- ассоциационные связывают в одном полушарии различные корковые участки;
- комиссуральные соединяют полушария между собой;
- проекционные осуществляют связь с нижними образованиями, имеют пути анализаторов.
Рассматривая строение и функции отделов головного мозга, необходимо подчеркнуть роль серого и белого вещества. Полушария внутри имеют (серое вещество), основной функцией их является передача информации. Между мозговой коркой и базальными ядрами расположено белое вещество. Здесь различается четыре части:
- между бороздами в извилинах;
- в наружных местах полушарий;
- включенные во внутреннюю капсулу;
- расположенные в мозолистом теле.
Находящееся здесь белое вещество образуется нервными волокнами и связывает кору извилин с нижележащими отделами. образуют подкорку мозга.
Конечный мозг — руководит всеми жизненно важными функциями организма, а также интеллектуальными способностями человека.
Расположение центров речи в головном мозге
Речевой центр расположен в доминирующем полушарии и состоит из двух зон – моторной и сенсорной. Если человек правша, то у него доминируют левые отделы головного мозга, если левша – правые.
Моторная зона, или центр Брока, расположена в третьей лобной извилине, задненижней ее части. Она контролирует воспроизведение устной и письменной речи, а также язык жестов. Сигналы из этой зоны приводят в движение мышцы, ответственные за произношение звуков. Вместе с отделами, лежащими кпереди от нее, зона Брока образует передние речевые центры.
Сенсорная зона, или центр Вернике, расположена в заднем отделе верхней височной извилины. В этой зоне сохраняется информация, благодаря которой человек может осмысленно воспринимать речь, строить предложения из отдельных слов. Анатомически и функционально эта область связана с функциями памяти, слуха и опознавания объектов. Зона Вернике, переднезатылочные и нижнетеменные отделы головного мозга образуют задние речевые отделы.
Если говорить очень обобщенно, зона Брока отвечает за исходящую речь, а Вернике – за входящую.
Речевые зоны головного мозга
Кроме того, с речевыми процессами тесно связаны зрительная и слуховая кора. Первая отвечает за способность прочтения слов, вторая – за восприятие и распознавание звуков. Учитывая тесную анатомическую и функциональную связь этих зон, инсульты, поражающие только один речевой отдел, – достаточно редкое явление.
Промежуточный мозг
Отделы мозга и их функции (таблица представлена выше) включают в себя промежуточный мозг. Если смотреть подробнее, то стоит сказать, что состоит он из вентральной и дорсальной частей. К вентральной относится гипоталамус, к дорсальной — таламус, метаталамус, а также эпиталамус.
Таламус является посредником, который полученные раздражения направляет в полушария. Часто он именуется «зрительным бугром». Он помогает организму быстро приспосабливаться к изменениям во внешней среде. Соединен таламус с мозжечком с помощью лимбической системы.
Гипоталамус руководит вегетативными функциями. Влияние идет через нервную систему, и, конечно же, железы внутренней секреции. Регулирует работу эндокринных желез, контролирует обмен веществ. Гипофиз расположен прямо под ним. Регулируется температура тела, сердечнососудистая и пищеварительная система. Также гипоталамус руководит нашим пищевым и питьевым поведением, регулирует бодрствование и сон.
Причины нарушения речи у детей
Чтобы ребёнок полноценно развивался, необходимо в достаточной мере развить его речевой аппарат и избежать факторы, отрицательно на это влияющие. К ним относятся:
- генетическая предрасположенность – механизм толком нигде не объясняется, но избежать этого своими силами практически невозможно, остаётся надеяться на природу;
- проблемы с органами слуха – если речь человек слышит неразборчивой, так же она и воспроизводиться им будет;
- торможение в развитии психики;
- физические отклонения в восприятии мира из-за патологий соответствующих мозговых центров;
- влияние некоторых медикаментов или совместного приема нескольких лекарств одновременно;
- недостаточное внимание со стороны родителей и несвоевременное обращение к специалистам.
В организме всему отведено своё время, и, если вовремя ребёнок не начнёт говорить, высока вероятность того, что сделать он это не сможет никогда даже при помощи современной медицины, так как время было потеряно. Тому пример – дети-маугли: если половое созревание ребёнка произошло в дикой природе, никто и ничто не сможет социализировать такое дитя.
Задний
Задний мозг включает в себя расположенный спереди мост и мозжечок, который находится позади. Изучая строение и функции отделов мозга, подробнее рассмотрим строение моста: дорсальная поверхность перекрывается мозжечком, вентральная представлена волокнистым строением. Волокна направлены в этом отделе поперечно. По каждой стороне моста они отходят к мозжечковой средней ножке. С виду мост напоминает утолщенный белый валик, расположенный над продолговатым мозгом. Корешки нервов выходят в бульбарно-мостовую борозду.
Строение заднего моста: на фронтальном разрезе видно, что состоит отдел передней (большой вентральной) и задней (малой дорсальной) части. Между ними границей служит трапециевидное тело, поперечные толстые волокна которого причисляют к слуховому пути. Проводниковая функция полностью зависит от заднего мозга.
Копилка знаний
Упражнения выполняются двумя руками, чтобы головной мозг детей развивался в обоих полушариях равномерно.
- «Лягушка». Ребенок кладет руки на колени или на стол. Одна рука у него должна быть сжата в кулак, другая — повернута ладонью вниз. Цель упражнения —развитие обоих полушарий мозга путем попеременной смены положения рук.
- «Нос-ухо». Опять же, ребенку дают задание левой рукой касаться кончика носа, а правой левого уха, и наоборот. После хлопка в ладоши нужно будет снова вернуть руки в исходное положение.
- «Зеркальное отражение». Ребенок получает в каждую из рук по карандашу, после чего начинает рисовать на бумаге одновременно симметричные друг другу рисунки (для старших дошкольников и школьников).
Консультация нейропсихолога в Центре Речи
Нейропсихолог выявит причины трудностей ребёнка, связанные с особенностями работы мозга, определит какой его участок «дал сбой», расскажет о сильных и слабых сторонах ребёнка, поможет увидеть его актуальные и потенциальные возможности и предложит пути эффективной помощи в каждом конкретном случае
Нейропсихологическая коррекция — комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.
Нейродинамическая гимнастика в Центре Речи.Система подвижных упражнений , направленных на развитие сенсомоторной интеграции — способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую ото всех органов чувств. анализаторов.
https://youtube.com/watch?v=gdmpKF9bO0Y%3Ffeature%3Doembed
Мозжечок (малый мозг)
Таблица «Отдел мозга, строение, функции» указывает на то, что мозжечок ответственен за координацию и движение тела. Расположен этот отдел сзади моста. Часто мозжечок именуют «малым мозгом». Он занимает заднюю черепную ямку, прикрывает ромбовидную. Масса мозжечка составляет от 130 до 160 г. Сверху расположены большие полушария, которые отделяются поперечной щелью. Нижней частью мозжечок прилежит к продолговатому мозгу.
Здесь различается два полушария, нижняя, верхняя поверхность и червь. Границу между ними называют горизонтальной глубокой щелью. Множество щелей изрезают поверхность мозжечка, между ними располагаются тонкие извилины (валики). Между бороздками находятся группы извилин, разделенные на дольки, они представляют доли мозжечка (заднюю, клочково-узелковую, переднюю).
Мозжечок содержит как серое, так и Серое размещено на периферии, образует кору с молекулярными и грушевидными нейронами, и зернистым слоем. Под корой имеется белое вещество, которое проникает в извилины. В белом веществе имеются вкрапления серого (его ядер). В разрезе такое соотношение похоже на дерево. Те, кто знает строение головного мозга человека, функции его отделов, с легкостью ответит, что мозжечок — регулятор координации движений нашего организма.
Лекция 4 Корковые центры коры больших полушарий головного мозга.
Понятие корковый центр предложено И.П.Павловым. Корковый центр
не имеет четких границ и состоит из ядерных и рассеянных частей. Корковые центры располагаются в долях головного мозга.
I. Лобная доля головного мозга.
1. Двигательная зона
расположена в предцентральной извилине. В верхней трети располагаются нейроны, иннервирующие ногу, в средней – руку, в нижней – лицо, язык, гортань и глотку. Раздражение слабым электрическим током этой зоны приводит к сокращению определенной группы мышц. При нарушениях двигательной зоны головного мозга возникают
парезы
(ослабление движений) и
параличи
(полное отсутствие движений).
2. Центр сочетанного поворота головы и глаз
располагается в средней лобной извилине. Является двусторонним центром и осуществляет сочетанный поворот головы и глаз в противоположную сторону. При повреждении центра в правом полушарии, голова и глаза смотрят в правую сторону, т.е. в сторону повреждения. Больной с таким повреждением не может осуществлять поворот головы и глаз в противоположную поврежденной части сторону.
3. Центр моторной речи
(
центр Брока
) – расположен в заднем нижнем отделе третьей лобной извилины левого полушария (у правшей). При повреждении нарушается моторная речь (способность говорить).
4. Центр письма
(
центр графии
) располагается задних отделах средней лобной извилины. При повреждении нарушается способность писать (
аграфия
).
II. Теменная доля.
1. Центр общих видов чувствительности
– располагается в теменной доле за центральной бороздой (борозда Роланда). Представляет собой двусторонний центр. В верхнем отделе расположены чувствительные центры ноги, в среднем отделе – руки, в нижнем – головы. При повреждении центра возникают нарушения чувствительности соответствующих органов.
2. Центр восприятия сложных видов чувствительности
– двухсторонний центр, расположенный в верхней теменной дольке. Отвечает за восприятие веса, двухмерности и пр.
3. Центр схемы тела
– располагается внутри теменной борозды. Поражения центра приводят к нарушениям правильных представлений о размерах, форме, расположении частей своего тела.
4. Центр праксии
– расположен над краевой извилиной обоих полушарий. Обеспечивает выполнение сложных целенаправленных движений в определенной последовательности. При поражении центра возникают нарушения целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих его элементарных движений (
апраксии
). Апраксии бывают трех видов:
— идеаторная
(апраксия замысла) – расстройство последовательности движений при выполнении задания;
— моторная
(апраксия выполнения) – расстройство действий по приказу или подражанию;
— конструктивная
– невозможность сконструировать цельное движение из отдельных его частей.
5. Центр стереогнозии
– располагается позади средней части постцентральной извилины. При повреждении нарушается способность узнавать предметы наощупь.
6. Центр лексии
– располагается в угловой извилине левого полушария у правши. Отвечает за способность узнавать печатные знаки и читать. При нарушениях центра возникает
алексия
– нарушение чтения.
7. Центр счета
(
калькулии
) – располагается над угловой извилиной. При поражении центра нарушается способность считать –
акалькулия
.
8. Центр семантической афазии
– расположен в области схода теменной, затылочной и височной долей. При повреждении нарушается способность понимать сложные словесно-грамматические, временные, смысловые конструкции.
III. Височная доля.
1. Центр сенсорной речи
(
центр Вернике
) – располагается в заднем отделе верхневисочной извилины левого полушария у правшей. Отвечает за понимание устной речи. Повреждение центра приводит к
сенсорной афазии
– нарушению понимания устной речи.
2. Центр амнестической афазии.
При повреждении нарушается способность называть предметы, назначение которых хорошо известно больному.
3. Центр слуха
– двухсторонний центр, располагается в верхневисочной извилине и частично в поперечной височной извилине. При повреждении нарушается слышимость на оба уха, но в большей степени на противоположное, т.е. при повреждении в левом полушарии больше страдает слышимость правого уха.
4. Центр вкуса и обоняния
– располагается в области гиппокампа. При повреждении нарушается способность воспринимать вкус и запах.
IV. Затылочная доля.
1. Центр зрения
– расположен в области шпорной борозды и клиновидной извилины. При повреждении возникают нарушения зрения, выпадения полей зрения.
2. Центр зрительной гнозии
– расположен верхнелатеральной поверхности затылочной доли. При повреждении нарушается способность узнавать предметы.
Лекция 6 Мозжечок
Мозжечок
является отделом ЦНС. Принимает участие в координации движений, регуляции равновесия, точности, соразмерности и правильности движений, регулирует мышечный тонус, является важнейшим центром вегетативной (?) нервной системы.
Располагается в задней черепной ямке позади ствола головного мозга. Состоит из полушарий мозжечка
и
червя мозжечка
. Червь мозжечка отвечает за статическую координацию, полушария мозжечка – за динамическую координацию движений. Соматотопически в черве мозжечка представлены мышцы туловища, в полушариях – мышцы конечностей.
Поверхность мозжечка покрыта слоем серого вещества, составляющим кору мозжечка. Кора мозжечка покрыта тонкими бороздами и извилинами. Есть несколько долей мозжечка.
Белое вещество образует ножки мозжечка
, в которых расположены проводящие пути. Ножки мозжечка делятся на
нижние
,
средние
и
верхние
. Нижние ножки соединены с продолговатым мозгом, средние – с Варолиевым мостом, верхние – со средним мозгом.
В белом веществе мозжечка имеются ядра
серого вещества:
1. Ядро шатра;
2. Шаровидное ядро;
3. Зубчатое ядро;
4. Пробковидное ядро.
Продолговатый мозг: стволовая часть
Продолговатый мозг — это естественное продолжение спинного мозга. Именно поэтому в строении имеется много общего. Особенно ясно это становится, если детально рассмотреть белое вещество. Представляют его короткие и длинные нервные волокна. В виде ядер здесь представлено серое вещество. Отделы мозга и их функции (таблица представлена выше) указывает, что продолговатый мозг руководит нашим равновесием, координацией, регулирует обмен веществ, руководит дыханием и кровообращением. Также отвечает за такие важные рефлексы нашего организма, как чихание и кашель, рвота.
Стволовая часть головного мозга подразделяется на задний и средний мозг. Стволом называют средний, продолговатый, мост и промежуточный мозг. Строение его — нисходящие и восходящие пути, связывающие ствол со спинным и головным мозгом. В этой части ведется контроль за сердцебиением, дыханием, членораздельной речью.
Отделы головного мозга человека — составляющие одной «команды». Важен вклад каждого участника игры, иначе не получится слаженной работы — и мы не сможем быть самими собой. Такое происходит, когда человек получает травмы мозга. Именно так ученые и установили функции различных отделов мозга — по наблюдениям за пациентами неврологов. Хотя мозг очень пластичный орган, поврежденные области могут восстанавливать свои функции за счет других отделов.
Итак, на какие составные части делится наш мозг? Каковы основные отделы Западные ученые выделяют ромбовидный и неокортекс. Рассмотрим подробнее эти отделы.
Ромбовидный мозг
Это наиболее древняя область мозга, она еще называется мозгом рептилий. То есть он общий для большинства эволюционно совершенных видов. Он отвечает за самые базовые функции организма человека. Ромбовидный мозг состоит из продолговатого мозга, моста и мозжечка. Что они делают в организме? Об этом речь далее.
Продолговатый мозг
занимается автоматическими функциями вашего тела, здесь есть центры дыхания, пищеварения и регуляции сокращениями сердца. Поэтому если этот отдел мозга травмируется, человека почти невозможно спасти.
Мост
определяет уровень нашей бодрости и продуктивности работы, также он передает сенсорные впечатления выше в мозг. От состояния этой части мозга зависит наша работоспособность.
Мозжечок
традиционно считается главным органом, который занимается а также моторной памятью.
Лимбическая система
Эта часть мозга называется эмоциональным мозгом или древним мозгом млекопитающих. Здесь живут наши чувства, тут начинается память. В этом отделе мозга память и эмоции комбинируются, влияя на наше поведение и повседневное принятие эмоционально окрашенных решений. Здесь рождаются ценностные суждения. Эта часть мозга решает, что значимо, а что нет: происходит фильтрация информации. Входящие в нее отделы головного мозга отвечают за спонтанность и креативность.
Миндалевидное тело
отвечает за накопление эмоционально окрашенной информации. Особенно важно ее участие в формировании эмоции страха. Дает команду выбрасывать стрессовые гормоны, заставляет потеть наши руки, а сердце — сокращаться чаще и чаще.
Гиппокамп
занимается памятью и немножко обучением в целом. Он готовит информацию для передачи в долговременную память, помогает нам понимать пространственные взаимоотношения и интерпретировать приходящие сигналы от
Гипоталамус —
эндокринный мозг, тесно связан с гипофизом. Он занимается суточными ритмами (отвечает за желание поспать подольше, а также будит нас на следующий день), поддержанием постоянства среды организма, управляет желанием подкрепиться, поддержанием баланса жидкостей.
Таламус
— пункт сбора информации от всех нижележащих структур, в том числе о состоянии тела и различных ощущениях.
Неокортекс
Это самое совершенное формирование в головном мозге, самое эволюционно новое. Его называют рациональный мозг из-за чрезвычайной значимости для интеллектуальной функции человека. Кора мозга (неокортекс) делится на два полушария. Они контролируют противоположные стороны тела. В каждом из них выделяют различные функции.
Лобная доля —
самый большой «начальник» головного мозга. Она не позволяет человеку быть импульсивным, тормозит влечения, отвечает за анализ и планирование, у людей с ее нарушениями также изменяются такие сложные формы поведения, как Без нормальной функции этой доли невозможны альтруизм и эмпатия.
Теменная доля
— центр, который позволяет нам обрабатывать ощущения от кожи и внутренних органов, в том числе болевые. Также помогает вычислить скорость объектов, задействована в узнавании и пространственной ориентации.
Височная доля
обрабатывает звуковые восприятия. Здесь находится зона Вернике, которая позволяет нам распознавать речь.
Затылочная доля
воспринимает и обрабатывает зрительную информацию, задействована в некоторых формах
Мозолистое тело
соединяет два полушария воедино.
Как видите, отделы головного мозга тесно связаны и выполняют разнообразные функции, но все они необходимо для того, чтобы мы могли выполнять привычные нам действия. Удачи в обучении!
Лобные доли мозга, lobus frontalis – передний отдел больших полушарий, содержащих серое и белое вещество (нервные клетки и проводящие волокна между ними). Поверхность их бугристая с извилинами, доли наделены определёнными функциями и управляющие различными отделами тела. Лобные доли мозга отвечают за мышление, мотивацию поступков, двигательную активность и построение речи. При поражении этого отдела центральной нервной системы возможны моторные расстройства, и поведения.
Физиология
Центр Брока и Вернике – части мозга, которые связывают с речью с средины XIX века. В начале XX столетия выявлена и третья зона – оптическая. Первый центр, по представлениям науки – двигательный, связанный с моторикой речи. Он управляет мышцами глотки, языка и обеих челюстей во время разговора. Скорее всего, простирается вдоль латеральной поверхности обеих полушарий и затрагивает нижний участок передней извилины по центру и распространяется на переднюю часть островка.
На нём лежат функции воспроизведения речи, координации множества мышц, участвующих в образовании букв, слогов и их комбинаций. Повреждение или недостаточное развитие этой части мозга влечёт за собой:
- остановку или значительное ухудшение координации движений при разговоре;
- прекращение движений, участвующих в словообразовании;
- произвольное произнесение каких-то слогов и слов.
Ещё при поражении области Брока больные не только не могут нормально или вообще разговаривать (воспроизводить речь), но и с трудом понимают речь или не понимают её. Всё зависит от степени пораженности.
Второй — область Вернике уже привязывают к таким функциям, как интерпретация, восприятие, усвоение и понимание сказанного другими людьми. Центр дислоцируется в самом верху височной извилины в полушарии, которое является доминантным. Отсюда следует, что человек, ещё не умеющий разговаривать, имеет лишь зачатки этой области или не имеет её вообще. Кто и когда определяет доминантную долю, где будет сформирована область Вернике, пока остаётся загадкой.
При поражении этой доли больной не может выстраивать логические предложения, наполненные смыслом. Если у него и получается что-то сказать, зачастую речь будет лишенной смысла – он выговорит несколько не связанных между собой фраз.
Есть и третий центр. Отвечает он за развитие образной и символьной речи. С разрушением или повреждением участка способность привязывать образы к каким-либо понятиям, узнавать символы (распознавать буквы) и составлять из них слова теряется.
Что представляет собой центр Брока и Вернике мы узнали, но лишь в интерпретации официальной науки, которая знает совсем немного. Есть и другое представление про речевые центры головного мозга, зоны Брока и Вернике.
Основные функции
Лобные доли головного мозга – передний отдел центральной нервной системы, отвечающий за сложную нервную деятельность, регулирует мыслительную активность, направленную на решение актуальных проблем. Мотивационная деятельность – одна из важнейших функций.
Основные задачи:
- Мышление и интегративная функция.
- Контроль мочеиспускания.
- Мотивация.
- Речь и почерк.
- Контроль поведения.
За что отвечает лобная доля головного мозга? Она управляет движениями конечностей, мимических мышц, смыслового построения речи, а также за мочеиспускание. Развиваются нейронные связи в коре под воздействием воспитания, получения опыта двигательной активности, письменности.
Эта часть мозга отделена от теменного отдела центральной бороздой. Они состоят из четырех извилин: вертикальная, три горизонтальных. В задней части находится экстрапирамидная система, состоящая из нескольких подкорковых ядер, регулирующих движения. Глазодвигательный центр расположен рядом, отвечает за поворот головы и глаз по направлению к раздражителю.
Узнайте, что такое , функции, симптомы при патологических состояниях.
За что отвечает , функции, патологии.
Лобные доли мозга отвечают за:
- Восприятие действительности.
- Находятся центры памяти и речи.
- Эмоции и волевую сферу.
При их участии производится контроль последовательности действий одного моторного акта. Проявления поражений называют синдром лобной доли, который возникает при различных повреждениях мозга:
- Черепно-мозговые травмы.
- Лобно-височное слабоумие.
- Онкологические заболевания.
- Геморрагический или ишемический инсульт.
Расположение и функции
Каждый центр задействует свою область, следовательно, задействуются несколько участков коры. Существует 2 центральных мозговых отдела, отвечающих за речь:
- Центр Брока
Еще 100 лет тому назад, врач-антрополог – Поль Брок выявил, что при повреждении какого-либо из отделов лобной доли, левой части полушария, начинает происходить речевая дисфункция.
Он выявил, что именно этот центр речи в головном мозге, который располагается в передней части, рядом с двигательным отделом и вызывает различные признаки нарушения, вследствие того, что именно этот отдел контролируют мышечную функциональность. Данная область вскоре получила название – речевой моторный центр или центр Брока.
Повреждение этого центра вызывает афазию Брока, при которой пациент не в состоянии выполнять определенные речевые движения. Имеет несколько подвидов.
- Центр Вернике
Данная область располагается в заднем отделе височной области. Поражение данного центра головного мозга приводит к тому, что пациент не в состоянии понять речь окружающих, хотя речевые способности сохраняются с некоторыми, незначительными дефектами. Этот вид поражения получил название — сенсорная афазия. При удалении этой зоны пациент не в состоянии понимать речь, а также полностью отсутствует возможность разговаривать.
Одну из ключевых ролей в речевой функциональности мозга занимает теменная область коры. Одна из видов афазии является амнезия, при которой человек забывает ряд слов или действий.
Симптомы поражения лобной доли мозга
При поражении нервных клеток и проводящих путей lobus frontalis головного мозга происходит нарушение мотивации, называемое абулией. Страдающие данным расстройством люди проявляют лень, обусловленную субъективной потерей смысла жизни. Такие пациенты часто спят целый день.
При поражении лобной доли нарушается мыслительная деятельность, направленная на решение задач и проблем. Синдром включает также нарушение восприятия действительности, поведение становится импульсивным. Планирование поступков происходит спонтанно, без взвешивания пользы и риска, возможных неблагоприятных последствий.
Нарушается концентрация внимания на определённой задаче. Больной, страдающий синдромом лобной доли, часто отвлекается на сторонние раздражители, не способен сосредоточиться.
Вместе с тем возникает апатия, потеря интереса к тем занятиям, которыми ранее увлекался пациент. В общении с другими людьми проявляется нарушение чувства личностных границ. Возможно импульсивное поведение: плоские шутки, агрессия, связанная с удовлетворением биологических потребностей.
Эмоциональная сфера также страдает: человек становится невосприимчив, безразличен. Возможна эйфория, которая резко сменяется агрессивностью. Травмы лобных долей ведут к изменению личности, а иногда и полной потере ее свойств. Могут поменяться предпочтения в искусстве, музыке.
При патологии правых отделов наблюдается гиперактивность, агрессивное поведение, болтливость. Левостороннее поражение характеризуется общим торможением, апатией, подавленностью, склонностью к депрессии.
Симптомы при повреждении:
- Хватательные рефлексы, оральный автоматизм.
- Нарушение речи: моторная афазия, дисфония, корковая дизартрия.
- Абулия: потеря мотивации деятельности.
Неврологические проявления:
- Хватательный рефлекс Янишевского-Бехтерева проявляется при раздражении кожи руки у основания пальцев.
- Рефлекс Шустера: схватывание предметов, находящихся в поле зрения.
- Симптом Германа: разгибание пальцев ног при раздражении кожи стопы.
- Симптом Барре: если придать руке неудобное положение, больной продолжает поддерживать его.
- Симптом Раздольского: при раздражении молоточком передней поверхности голени или по подвздошному гребню больной непроизвольно совершает сгибание-отведение бедра.
- Симптом Дуффа: постоянное потирание носа.
Психическая симптоматика
Синдром Брунса-Ястровица проявляется в расторможенности, развязности. У пациента отсутствует критическое отношение к себе и своему поведению, контроль его, с точки зрения социальных норм.
Мотивационные нарушения проявляются в игнорировании препятствий к удовлетворению биологических потребностей. В то же время сосредоточение на жизненных задачах фиксируется очень слабо.
Другие расстройства
Речь при поражении центров Брока становится хриплой, растормаживается, контроль ее осуществляется слабо. Возможна моторная афазия, проявляющаяся в нарушении артикуляции.
Двигательные нарушения проявляются в расстройстве почерка. У больного человека нарушена координация моторных актов, представляющих собой цепочку нескольких действий, которые начинаются и останавливаются друг за другом.
Возможна также потеря интеллекта, полная деградация личности. Теряется интерес к профессиональной деятельности. Абулическо-апатический синдром проявляется в заторможенности, сонливости. Данный отдел отвечает за сложные нервные функции. Поражение его приводит к изменению личности, нарушению речи и поведения, появления патологических рефлексов.
Причины и классификация нарушений речи у детей
Становление речевого аппарата, является одной из ключевых особенностей для полноценного развития малыша. Дети с отсутствием патологий развивающихся патологий, показывают высокие способности к овладению всеми речевыми функциями. Поэтому очень важно знать, какие причины могут спровоцировать их нарушение.
К причинам появлению определенных расстройств речи, относят:
- Тяжелая беременность и роды
- Поражение слухового органа
- Торможение развития психики
- Генетическая предрасположенность
- Физические патологии и перенесшие тяжелые заболевания
Не стоит забывать, что неправильное воспитание, отсутствие должного внимания к ребенку и редкое с ним общение может вызвать некоторые дефекты речи в будущем на фоне психической составляющей.
Обследование на наличие нарушений у ребенка принимают участие сразу несколько специалистов (логопед, психолог и другие). На данный момент не было утверждено какой-либо единой системы классификации расстройств речи, при этом множество ученых создали свои определенные классифицирующие схемы.
Наиболее часто принимают во внимание классификацию расстройств с описание проявляющихся признаков — О. Бадалян:
- Расстройства речевых центров головного мозга, которые связаны с целостным повреждением ЦНС. Поэтому у детей они имеют следующие различия:
- Афазия при которой происходит постепенное разрушение функций речи по причине повреждения корковой зоны
- Алалия – комплексная недоразвитость речи по причине повреждения корковой зоны в период до ее становления
- Дизартрия – в отличие от афазии, в этом случае выявляется некоторое ограничение в подвижности органов речи.
- Речевые патологии, связанные с функциональными нарушениями ЦНС (заикание, мутизм)
- Возникновение нарушений по причине аномальных изменений артикуляционного аппарата
- Торможение развития речевой функциональности при различных провоцирующих факторах (недоношенность, тяжелые заболевания ребенка, неправильное воспитание и т. д.)
https://youtube.com/watch?v=6ME9xeDFb_A%3Ffeature%3Doembed
Речевые центры мозга
Предыдущая4Следующая
Зона Ве́рнике (1). Зона Брока́ (2) – отвечают за речевую деятельность.
Зона Брока́— это двигательный центр речи, зона речедвигательных органов — моторики речи, отвечает за воспроизведение речи.
Управляет мышцами лица, языка, глотки, челюстей и находится в нижней лобной доле головного мозга, в задней части нижней лобной извилины вблизи от лицевого представительства двигательной коры . При его поражении нарушается артикуляция.
Центр речи Ве́рнике, отвечающий за понимание речи, — слуховой центр речи (вторичное слуховое поле).
Это крупная область в верхне-заднем участке височной доли, в задней части верхней височной извилины недалеко (сзади) от первичной слуховой коры. Основная его функция — преобразование слуховых сигналов в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы или понятия
Дугообразный пучоксоединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь
Повреждение центра Вернике вызывает сенсорную афазию, когда больной с трудом воспринимает услышанную речь или написанный текст , но способен говорить.
Афазия — гр. aphasia — полное или частичное нарушение речи. Диагноз афазии ставят при центральных нарушениях любых сторон речи — называния предметов, поиска слов, грамматического строя речи, понимания речи.
Т.о. весь речевой аппарат с точки зрения образования звуков речи, можно разделить на три части:
1) Все, что ниже гортани– нижний этаж речевого аппарата
Состоит из:
двух легких,
двух бронхов,
трахеи
диафрагмы
Нагнетает струю выдыхаемого воздуха напряжением мускулов диафрагмы.
Образовать звуки речи в нижнем этаже речевого аппарата нельзя.
2) Гортань – средний этаж речевого аппарата.
Состоит из двух больших хрящей. Выступ одного из них (щитовидного хряща) в просторечии называется «адамовым яблоком» или «кадыком»). Эти хрящи образующих остов гортани, внутри которого наклонно натянуты мускулистые пленки в виде занавеса. Центральные края занавеса из мускулистой пленки – голосовые связки.
1. вдох,
2. выдох и при произношении глухих согласных и глухих гласных (топот, локоть)
3. человек запыхался и тяжело дышит или гортанный шуршащий звук, придыхание
4. щелчок в гортани, или, иначе, гортанный взрыв
5. шепот
6. колебание напряженных связок — очень высокие звуки – это фальцет
7. колебание напряженных связок — образование голоса
3) Все выше гортани– верхний этаж речевого аппарата – резонатор, источник образования звуков речи.
Подразделяется на две полости: ротовую и носовую
полость глотки(фаринкс), где расположен хрящ надгортанника
Носовая полость – неизменяемый по объему и форме резонатор, придающий звучанию носовой (назальный) тембр
Ротовая полость может менять свою форму и свой объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, маленького язычка, мягкого неба и в некоторых случаях надгортанника.
Нёбо разделяет ротовую и носовую полости: передняя часть – твёрдое нёбо; задняя часть – мягкое нёбо(нёбная занавеска), заканчивающаяся маленьким язычком.
Язык – самый подвижный из органов речевого аппарата. Состоит из: корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости); спинки (задняя, средняя и передняя части); особо можно выделить кончик языка.
Зубы
Губы — более подвижна нижняя.
Альвеолы – бугорки, расположенные за верхними зубами.
Верхняя и нижняя челюсть(нижняя подвижна)
Предыдущая4Следующая
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 11612; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Похожие статьи:
У большинства людей центры головного мозга, ответственные за понимание и воспроизведение речи, расположены в левом полушарии. При этом различные речевые процессы контролируются разными участками мозга. При чтении или повторении прочитанного про себя и восприятии произнесенного вслух последовательно активизируются различные зоны головного мозга.
Например, если вы прочтете этот текст вслух, то вначале активизируется область головного мозга, известная как первичная зрительная кора. Эта зона, расположенная в задних отделах мозга, воспринимает зрительные сигналы непосредственно от глаз. Зрительная кора обрабатывает эту информацию и перенаправляет ее в зону Вернике. Нейроны этой области анализируют значение слов, которое человек воспринимает в контексте происходящего на основе своих знаний и опыта. Из поля Брока эта информация направляется в область первичной моторной (двигательной) коры, которая регулирует движения органов речи (голосовых складок, языка и губ).
Понимание устной речи
Области мозга, обеспечивающие понимание речи. Первичная слуховая кора.
Человек воспринимает слуховую информацию от внутреннего уха. В отличие от чтения вслух при повторении кем — то произнесенных слов активизируется другой участок головного мозга. Первой включается первичная слуховая кора. Отсюда информация отправляется в центр Вернике, поле Брока и затем в первичную моторную кору. При нарушении процесса распространения информации возникают разного рода речевые расстройства (афазия). Например, при повреждении нервных контактов между слуховой корой и центром Вернике пациенты утрачивают способность понимать устную речь, хотя сохраняют умение читать и писать.
Врожденная способность к речи.
Лингвист Ноам Хомский, а впоследствии и нейропсихолог Стивен Пинкер доказали, что мозг человека имеет некий «встроенный» механизм, позволяющий нам понимать речь на уровне интуиции. В то время как многие физические и умственные задачи требуют значительного сознательного усилия, способность к речи является врожденной, даже маленькие дети обладают ею благодаря наличию в головном мозге особой «языковой программы».
Язык жестов
В качестве примера можно привести историю открытия школы для глухих детей в Никарагуа. Впервые пришедшие в школу глухие дети, никогда прежде не обучавшиеся языку глухонемых, начали использовать различные жесты для общения друг с другом на игровой площадке. Позднее, когда в школе появлялись новые ученики, жесты становились все более сложными, причем исследователи заметили, что дети самостоятельно, без вмешательства взрослых создали язык жестов, основанный на наборе грамматических правил.
Ранее Задачи психотерапевтической диагностики | Позже Роль психотерапевтической диагностики
Вопрос-ответ
Какой отдел головного мозга отвечает за речь?
В результате область коры головного мозга, открытую ученым, стали называть центром Брока. За понимание речи отвечает уже центр речи Вернике. Он находится в верхнезаднем участке височной доли. Центр Вернике был открыт в 1874 году немецким психиатром Карлом Вернике.
Какая сторона мозга отвечает за речь?
Зденек) свидетельствуют о том, что левое полушарие отвечает за логику и анализ, за языковые способности, контролирует речь, последовательно обрабатывает информацию.
Какая доля головного мозга отвечает за речь?
Структуры височной доли важны для слуха, восприятия речи, зрительной памяти, декларативной (вербальной) памяти и эмоций.
Какой отдел мозга отвечает за какие функции?
Делится на доли: лобную, височную, теменную и затылочную. Определенные функции: затылочная отвечает за зрение, височная − за слух, теменная − за реакцию на сенсорные стимулы и управление движениями, лобная координирует функции других областей коры.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите анатомию головного мозга, особенно области, отвечающие за речь, такие как Брока и Вернике. Понимание их функций поможет вам лучше осознать, как различные травмы могут повлиять на способность говорить и понимать язык.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на симптомы, которые могут указывать на повреждение речевых центров, такие как трудности с произношением, пониманием или формулированием мыслей. Раннее обращение к врачу может значительно улучшить прогноз восстановления.
СОВЕТ №3
Если вы или ваши близкие столкнулись с речевыми нарушениями, рассмотрите возможность работы с логопедом. Специалисты помогут восстановить речевые навыки и адаптироваться к изменениям в коммуникации.
СОВЕТ №4
Поддерживайте здоровье мозга, включая в свой рацион продукты, богатые омега-3 жирными кислотами, антиоксидантами и витаминами. Регулярные физические упражнения и умственная активность также способствуют улучшению когнитивных функций и могут снизить риск травм.