Церебрастенический синдром: причины, симптомы, лечение и прогноз

Церебрастенический синдром – это нарушение неврологического характера, характеризующееся снижением способности к умственному труду и обучению. Встречается у людей любого возраста, включая детей и подростков. Заболевание развивается преимущественно вследствие органического поражения головного мозга. Церебрастения требует своевременного обращения к врачу и комплексного лечения, в противном случае патология негативно отражается на качестве жизни и профессиональной деятельности пациента.

Что такое церебрастенический синдром?

Церебрастенический синдром или ЦАС – это симптомокомплекс, сочетающий в себе астению и другие психические и неврологические нарушения, которые развиваются из-за органического поражения головного мозга.
В переводе с латинского «церебрастенический синдром» означает «cerebrum – мозг» и «astheneia – бессилие, слабость», т.е. дословно – бессилие мозга. Синонимом этого симптомокомплекса является — церебральная астения, астения, церебрастения, астенический синдром.

https://youtube.com/watch?v=edDGz4XLzwY%3Ffeature%3Doembed

Данный симптомокомплекс может встречаться как у детей, так и у взрослых, но чаще возникает и определяется в детском возрасте. Основная группа риска – это новорождённые. Потому что предпосылки для возникновения церебрастенического синдрома возникают ещё внутриутробно.

Частота встречаемости церебрастенического синдрома у детей составляет 3%.

Так как у детей с церебрастенией нарушены адаптационно-приспособительные механизмы, синдром чаще выявляется в периоды стресса – при оформлении в детский садик, школу.

Астенический синдром

Настороженно необходимо относиться к церебрастеническому синдрому в педиатрии. Так как при лёгких формах церебрастении дети испытывают трудности в учёбе, не внимательно слушают родителей и учителей, балуются, капризничают, но, к сожалению, все эти симптомы они могут «списать» на избалованность ребёнка. И будут ждать, когда их малыш повзрослеет.

Детям с церебрастенией необходимо не только соответствующее лечение, очень важную роль играет образ жизни, отношение и понимание родных, учителей и воспитателей. Поэтому необходимо вовремя диагностировать церебрастенический синдром у детей и информировать родителей о признаках этого заболевания.

Церебрастенический синдром представляет собой комплекс симптомов, связанных с нарушением функций головного мозга. Врачи отмечают, что его причины могут быть разнообразными: от хронической усталости и стресса до травм головы и инфекционных заболеваний. Симптоматика включает головные боли, утомляемость, раздражительность и проблемы с концентрацией. Специалисты подчеркивают важность комплексного подхода к лечению, который может включать медикаментозную терапию, психотерапию и изменение образа жизни. Прогноз, как правило, благоприятный, особенно при своевременном обращении за медицинской помощью и соблюдении рекомендаций врачей. Однако игнорирование симптомов может привести к хроническим расстройствам и ухудшению качества жизни.

Астения: ✅ лечение, симптомы и причины астенического синдромаАстения: ✅ лечение, симптомы и причины астенического синдрома

Армия и церебрастения

Берут ли в армию, если у человека диагностирован церебрастенический синдром, – вопрос, беспокоящий многих молодых людей и их родителей. Армия и церебрастенический синдром не исключают друг друга. Окончательное решение принимает специальная комиссия военного комиссариата. Несмотря на то, что прохождение срочной службы может усугубить течение неврологического нарушения из-за стрессов и сильной нагрузки, церебрастения не значится в списке заболеваний, освобождающих от армии. Как правило, отсрочка от службы в армии при церебрастении не дается, исключение составляют лишь случаи осложненного неврологического расстройства.

Симптомы церебрастенического синдрома

Симптомы церебрастенического синдрома для детей и взрослых:

  • ухудшение памяти;
  • задержка речевого развития;
  • задержка интеллектуального развития;
  • задержка физического развития;
  • ночной энурез;
  • капризность;
  • нарушение концентрации внимания;
  • слезливость;
  • обидчивость;
  • нарушение сна;
  • головная боль;
  • головокружение;
  • быстрая утомляемость после психических и физических нагрузок;
  • эмоциональная лабильность;
  • снижение или повышение аппетита;
  • метеозависимость;
  • агрессивность;
  • быстрое укачивание в транспорте, на качелях, аттракционах и т.д.;
  • непереносимость шума;
  • непереносимость яркого освещения;
  • повышенное потоотделение;
  • нарушение адаптационно-приспособительных реакций.

Груднички с церебрастеническим синдромом длительно и тревожно плачут, беспокойно спят, часто срыгивают.

https://youtube.com/watch?v=yUy4-D68V5w%3Ffeature%3Doembed

Церебрастенический синдром вызывает множество обсуждений среди пациентов и специалистов. Люди отмечают, что основными причинами этого состояния могут быть стресс, переутомление и неврологические заболевания. Симптомы варьируются от головной боли и усталости до нарушений сна и концентрации. Многие пациенты описывают чувство постоянной тревоги и раздражительности, что значительно ухудшает качество жизни.

Лечение часто включает в себя комплексный подход: медикаментозную терапию, физиотерапию и психотерапию. Важно также обратить внимание на образ жизни, включая правильное питание и регулярные физические нагрузки. Прогноз в большинстве случаев благоприятный, особенно при своевременном обращении к врачу и соблюдении рекомендаций. Однако многие подчеркивают, что для полного восстановления требуется время и терпение.

Симптомы у взрослых пациентов

Проявления церебрастении у людей зрелых (сюда же можно отнести подростков с 13-15 лет и далее) более стабильные и не столь угрожающие.

Поскольку головной мозг большей частью сформирован (процесс в среднем заканчивается к 21-22 года.), умственный дефицит не так выражен, но нарушений все же хватает.

Головные боли

Не обязательно. Если же они есть, интенсивность от минимальной до средней. Многое зависит от основного диагноза. Происхождения патологии.

Локализация — виски, затылок, теменная область. Чаще обнаруживается диффузный, разлитой характер боли. По всей голове сразу.

Эмоциональная лабильность

Пациент становится нестабильным. Находится то в приподнятом настроении, то подавлен и угрюм.

Во всех случаях отмечается повышение раздражительности, агрессивности без видимых причин и мотивации со стороны. После резкой вспышки больной ощущает небывалую усталость, валится с ног. Ему требуется восстановление.

Такие скачки эмоционального фона в системе с критической усталостью после эпизода гнева явно указывают на ЦАС, нередко страдающие находятся в подавленном, почти депрессивном состоянии постоянно.

Рассеянность

Невозможность нормально сконцентрироваться на предмете даже при большом желании.

Входит в состав интеллектуального дефицита, которые становится верным спутником пациента на протяжении многих лет, если не проводится специфическое лечение расстройства.

Сильная утомляемость

Даже при минимальной физической, тем более умственной нагрузке. Пациент не в силах выполнять трудовые обязанности. Страдает способность к обучению, особенно это заметно в школьные и студенческие годы.

Возможны проблемы с бытовым обслуживанием, если процесс зашел достаточно далеко для провокации таких тяжелых отклонений в повседневной жизни.

Бессонница

Невозможность нормального ночного отдыха из-за частых спонтанных пробуждений. Вызывается нарушением регулирования процессов торможения и возбуждения в центральной нервной системе.

Вегетативные признаки

Присутствуют едва ли не всегда, но не во всех случаях возникают сразу же. Среди таковых: сердцебиение, повышенная потливость, одышка и прочие подобные явления.

Отклонения процесса мышления, снижение памяти

Человек не столь быстро переключается на другую задачу, не может выполнить то, что обычно делал с легкостью. Требуется куда больше времени.

Внимание:

Интеллектуальный дефицит можно преодолеть практически на любом этапе течения болезни.

Симптоматика обуславливается недостаточным питанием или неэффективной работой церебральных структур.

Интеллектуальные, поведенческие отклонения становятся результатом сложного компенсаторного механизма. Мозг старается уменьшить потребность в питании и дыхании, снижает потенциал для собственной работы. Потому и привычные действия выполняются с трудом.

Формы церебрастенического синдрома у детей

Выделяют 2 формы церебрастении:

  1. Астеногипердинамическая, характеризующаяся повышенной возбудимостью, агрессивностью, неуправляемостью, нервозностью, эмоциональной лабильностью, чрезмерной активностью детей.
  2. Астеноадинамическая, проявляющаяся следующими синдромами: безразличием, вялостью, слабостью, слезливостью, снижением аппетита, заторможенностью, низким интересом к играм и учёбе. Над такими детьми часто насмехаются в школе.

Проявления церебральной астении

Типичным проявлением ЦАС считают так называемую «раздражительную слабость», когда снижение функциональной активности мозга сочетается с раздражительностью и другими психоэмоциональными сдвигами.

На начальных этапах признаки ЦАС сводятся к повышенной утомляемости, некоторой апатии, сонливости, желанию чаще отдыхать, поэтому легко могут быть приняты взрослым больным за переутомление или результат частых стрессов. На фоне постоянного чувства усталости присоединяется раздражительность, которая истощает больного и заставляет обращаться за помощью.

По мере прогрессирования мозговой дисфункции среди симптомов появляются:

  • Снижение памяти, способности концентрировать внимание;
  • Сниженная способность к обучению;
  • Сильная утомляемость даже при незначительной умственной или физической активности;
  • Расстройства сна – бессонница или, наоборот, сонливость;
  • Головные боли, тошнота;
  • Метеочувствительность, плохая переносимость жары;
  • Рассеянность, неусидчивость у детей;
  • Эмоциональная нестабильность.

Диагностика церебрастенического синдрома

Диагностика церебрастении основывается на клинических, физикальных, инструментальных и лабораторных методах. Большое количество исследований необходимо из-за неспецифичности данного симптомокомплекса для исключения таких патологических состояний, как: иммунологических, гематологических, инфекционных и т.д.

Методы исследования:

  • клинический метод заключается в тщательном опросе, сборе анамнеза и катамнеза. Его применяет терапевт (для взрослых) или педиатр (для детей), невролог, психиатр;
  • физикальный метод осуществляется педиатром у детей и терапевтом у взрослых. Он заключается в осмотре при наличии со стороны работы внутренних органов. Слушает, пальпирует и перкутирует лёгкие, сердце, желудочно-кишечный тракт. Неврологом оценивается симметрия, адекватность и сформированность рефлекторной деятельности. Ими также определяется задержка интеллектуального, физического и речевого развития;
  • психодиагностический метод. Психиатром оцениваются когнитивные функции – внимание, память, мышление;
  • инструментальный метод. Проводится электроэнцефалография (ЭЭГ), реоэнцефалография (РЭГ), магнитно-резонансная томография (МРТ), ультразвуковая диагностика головы и шеи (УЗДГ). При церебрастеническом синдроме оценивают сосудистую неполноценность, несбалансированную работу нервных импульсов и т.д.;
  • лабораторный метод заключается в назначении общего анализа крови (ОАК) и биохимического. Данное исследование проводится чтобы исключить анемию, сахарный диабет, инфекционные и другие болезни, которые могут иметь подобную симптоматику.

Диагностика

При симптомах церебрастении больному необходимо пройти обследование у психиатра

Диагностика церебрастенического синдрома требует комплексного обследования, так как симптомы нарушения схожи с признаками ряда других неврологических заболеваний. Следует провести дифференциальную диагностику для исключения невроза, неврастении, стресса, депрессии.

Как правило, для постановки диагноза проводится:

  • проверка рефлексов;
  • физикальный осмотр;
  • тестирование;
  • МРТ головы;
  • электроэнцефалография;
  • допплерография сосудов головного мозга.

Диагноз ставится неврологом. Пациенту дополнительно необходимо пройти обследование у терапевта и психиатра.

Осложнения и последствия церебрастенического синдрома

При своевременном выявлении церебрастенического синдрома и назначении адекватного лечения, симптомы этого заболевания улучшаются, но позднее выявление грозит следующими осложнениями:

  • в детском возрасте характерна задержка в развитии, которая сложно компенсируется. Поэтому зачастую такие дети посещают специализированные детские сады, школы;
  • склонность к возникновению психических отклонений, например, депрессивных, ипохондриальных, неврозоподобных, тревожных и панических расстройств. Изменения со стороны психики влекут за собой нарушения работы других органов и систем: желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и мочевыделительной системы. У таких детей чаще возникают инфекционные заболевания;
  • нарушение личностного формирования ребёнка. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке, любви, исключении стрессовых и эмоциональных ситуаций;
  • склонность к асоциальному поведению в будущем (алкоголь, наркотики, суицид).

Симптоматика церебрастении

Церебрастения проявляется физической слабостью, быстрой утомляемостью, сонливостью, ухудшением концентрации внимания

Церебрастенический синдром, симптомы которого зависят от выраженности нарушения работы симпатической нервной системы, должен быть диагностирован вовремя.

Слово “синдром” в названии этого диагноза означает, что патология имеет целый комплекс характерных симптомов, которые могут проявляться как все вместе, так и по отдельности.

Церебрастенический синдром с легкими нарушениями характеризуется:

  • быстрой утомляемостью;
  • головной болью;
  • частыми перепадами настроения;
  • ухудшением концентрации внимания;
  • потерей интереса к жизни;
  • проблемами со сном.

Такие симптомы могут беспокоить пациента лишь периодически, например, на фоне стресса. Причем легкая форма церебрастении может проявляться всего несколькими симптомами, например, только головной болью и слабостью.

Выраженный церебрастенический синдром характеризуется тяжелой симптоматикой. Пациенты отмечают резкие перепады настроения. Выделяют гипердинамическую и гиподинамическую формы нарушения.

Гипердинамическая форма характеризуется суетливостью, раздражительностью, общей возбужденностью. Проявления и симптомы такой формы церебрастенического синдрома могут сопровождаться повышенной агрессией.

Гиподинамический церебрастенический синдром проявляется апатией и эмоциональной лабильностью. Пациенты теряют интерес к жизни, чувствуют себя разбитыми и постоянно уставшими, не высыпаются, даже если спят очень много. Эта форма нарушения сопровождается нарушением способности к усвоению новой информации.

Церебрастенический синдром характеризуется специфическим цефалгическим синдромом, или головной болью. Для этого неврологического нарушения характерна головная боль напряжения.

Чем опасно заболевание?

При церебрастении школьникам тяжелее дается учебная программа, часто развивается школьная неуспеваемость, появляются фобии и страхи

Посттравматический церебрастенический синдром, как и нарушение на фоне перенесенных инфекций головного мозга, опасен развитием осложнений.

У детей может наблюдаться отставание в умственном и психическом развитии. Если патология появилась у ребенка младшего школьного возраста, может наблюдаться низкая успеваемость по предметам, требующим концентрации внимания. Такие дети неусидчивы, быстро утомляются, не проявляют интереса к подвижным играм и часто стараются избегать общения со сверстниками.

Церебрастения негативно сказывается на психике пациента. На фоне этого неврологического нарушения возможно развитие следующих осложнений:

  • невроз (неврастения);
  • депрессия;
  • панические атаки;
  • тревожные расстройства;
  • фобии.

Церебрастения приводит также к развитию ряда физических нарушений. В первую очередь наблюдаются проблемы с пищеварительной системой. Это проявляется ухудшением аппетита, тошнотой, запорами.

На фоне церебрастении часто происходит ослабление иммунитета, в результате чего человек чаще болеет ОРВИ и воспалительными заболеваниями.

Для взрослых людей церебрастения чревата возникновением проблем на работе, вплоть до заметного ухудшения профессиональных навыков.

Неврологическое нарушение потенциально опасно социальной дезадаптацией человека любого возраста. Церебрастения у детей и подростков может привести к асоциальному поведению в будущем. Такие дети склонны к опасным зависимостям, страдают от ипохондрии и могут даже попытаться совершить суицид.

На какие симптомы следует обратить внимание: первые признаки

Немедленно обратиться к врачу необходимо при появлении следующих симптомов:

  • ухудшение самочувствия в жару;
  • слабость и недомогание во время нахождения в душном помещении;
  • метеозависимость, которой ранее не наблюдалось;
  • сильная слабость;
  • ухудшение сна;
  • снижение работоспособности;
  • ухудшение памяти;
  • апатия и астенический синдром;
  • перепады настроения;
  • цефалгия.

Одним из первых симптомов церебрастенического синдрома является ухудшение самочувствия при перепадах атмосферного давления. При этом появляется ноющая или пульсирующая головная боль.

Лечение церебрастенического синдрома

Лечение данного синдрома должно проводиться только на основании результатов исследования. После этого врач подбирает индивидуальную стратегию и схему медикаментозного лечения. Обязательный пункт лечения для детей и взрослых – это полноценное и правильное питание.

При травматическом церебрастеническом синдроме необходим только комплексный подход. Методы лечения таких больных подбираются индивидуально, но необходимо помнить о возрастных особенностях, выраженности симптомов.

Методы лечения церебрастении:

  • медикаментозное лечение. Назначение препаратов, улучшающих реологию крови и метаболизм в головном мозге, а также для снятия нервного напряжения и нормализации бодрствования и сна. Показано назначение ноотропных и антиангиальных препаратов, витаминов группы В, аминокислот (Метионина, Лецитина, Глутамина, Глицина);
  • физиотерапевтические процедуры. Улучшение кровоснабжения и нервно-мышечного расслабления достигают с помощью массажа и бальнеотерапии. Повышение проницаемости сосудов, стимуляцию кровообращения, обменных процессов осуществляют при помощи УВЧ, светотерапии;
  • психокоррекция. Необходимы занятия с психологом, психотерапевтом для детей старше четырёх лет. С её помощью развиваются познавательные функции, восстанавливается эмоциональная уравновешенность;
  • народная медицина. При правильном использовании настоев и отваров из лекарственных растений можно достичь успокаивающего и восстановительного действия.

Не занимайтесь самолечением. Лечение должен назначить врач!

Механизм развития

Названное нарушение рассматривается в качестве части симптоматического комплекса расстройств работы головного мозга.

Собственного места в международном классификаторе отклонение не имеет, что понятно. Однако чаще всего выставляется такой диагноз, как состояние под кодом по МКБ-10 F06.6.

Это своего рода обобщенная подгруппа, которая подразделяется еще более дробно, чтобы еще точнее описать состояние.

И здесь начинаются сложности. Потому как в основе механизма лежит не один и даже не два фактора, а огромная возможная группа.

В любом случае, началом болезнетворному процессу становится органическое поражение головного мозга. Какого именно рода — зависит от случая.

Это может быть:

  • Внутриутробная гипоксия (ситуация частая).
  • Повреждение во время естественного разрешения беременности, при прохождении по родовым путям матери.
  • Инфекционное поражение церебральных структур, опухоли, эпилептический процесс, психические расстройства, прочие соматические заболевания.

Вариантов великое множество, выявление конкретного провокатора — задача диагностики, без четкого понимания природы расстройства не может быть и полного лечения. Врачи будут вынуждены бороться с симптоматикой, повторяя курс снова.

Далее процесс закольцовывается. Органические нарушения приводят к изменениям работы ЦНС, а ослабление и хаотизация функционирования церебральных структур дает еще большее усугубление изменений.

Мозг продолжает аномальной трансформироваться, что хорошо видно по результатам объективной диагностики.

С течением времени без лечения возникают необратимые изменения в коре, полушариях, глубоко залегающих структурах. Восстановление становится в принципе невозможным. Приходится бороться с последствиями. С переменным успехом такое лечение проводится годами без гарантий.

В конечном итоге возможно наступление инвалидности из-за критического расстройства работы головного мозга, умственного дефицита и прочих моментов, хотя подобное и встречается крайне редко.

Дефицитарные явления возникают у детей в разы чаще, при идентичном механизме развития перспективы без проводимого качественного лечения намного хуже.

Прогноз и профилактика церебрастении

Если правильно оказана медицинская и психолого-педагогическая помощь, прогноз церебрастенического синдрома благоприятный. Симптоматика становится менее выраженной и исчезает к подростковому возрасту.

При планировании ребёнка необходимо тщательное обследование женщины и лечение выявленных заболеваний.

Чтобы предупредить синдромы церебрастении и её обострений, необходимо внимательно наблюдать за общим состоянием малыша: на ранних сроках определить причину утомляемости, слабости, сонливости или же гиперактивности, плохой успеваемости в школе и т.д. Необходимо соблюдать режим сна и бодрствования.

Необходимо уменьшить количество стрессовых ситуаций для малыша. Необходимо внимание и проявление любви к ребёнку (объятия, похвала, поддержка и т.д.).

Сократить время пребывания за компьютером и телевизором, т.к. они чрезмерно возбуждают нервную систему.

Причины

Провоцирующих факторов существует множество. Стоит рассмотреть наиболее распространенные.

У детей чаще всего виновники следующие:

  • Внутриутробная гипоксия. Недостаток кислорода, малое его количество поступает к плоду в период самого вынашивания, в качестве хронического нарушения или же критическая фаза наступает в один момент, когда изливается амниотическая жидкость и плацента перестает работать, как следовало бы.

Вероятность церебрастении не стопроцентная, но в разы выше, чем в нормальных условиях.

  • Родовая травма. Сопровождается повреждением головного мозга в ходе разрешения гестации. Сказывается неадекватная оценка размеров плода при естественном процессе, слишком широкая голова.

Также длительность самого действия, которое для ребенка не менее стрессовое и даже шокирующее событие, чем для матери. При кесаревом сечении увеличиваются риски при неправильных, грубых действиях медицинского персонала. Давления на голову, вытягивание шеи.

  • Черепно-мозговая травма. Уже после рождения. Сотрясения и ушибы церебральных структур влияют на состояние нервных тканей. Снизить риски можно только проведя своевременное лечение сразу после повреждения.

Как показывает практика, вероятность посттравматической церебрастении сохраняется даже спустя годы от полученного повреждения.

Возможна манифестация нарушения уже в зрелый период. Определить первичную причину и увязать ее со столь большим временным разрывом крайне непросто.

В взрослых людей перечень причин несколько шире:

  • Черепно-мозговые травмы. О них уже было сказано.
  • Опухоли церебральных структур. Не имеет значения, доброкачественные или нет. Роль играет размер. При компрессии тканей возникает ишемия (недостаточное кровоснабжение), что и сказывается негативным образом.
  • Инфекционные поражения. Особенно опасен энцефалит. В несколько меньшей степени менингит.
  • Атеросклероз церебральных сосудов. Хроническое нарушение трофики (питания) головного мозга в результате сужения или закупорки сонных и позвоночных артерий.
  • Инсульт. Острое нарушение кровотока в нервных волокнах с последующим их отмиранием. Церебрастения возникает в качестве осложнения.

Причины знать нужно, но не всегда есть возможность на них повлиять, потому, как зачастую врачи имеют дело не с самим провоцирующим процессом, а с застарелым последствием течения такового. Как это бывает, например, с травмой, перенесенной годы назад.

Если возможность есть, проводится коррекция первичного расстройства.

Виды ЦАС и код по МКБ-10

Классификация заболевания происходит по характеру течения церебрастенического синдрома.

Выделяется два его вида:

  • Скрытый. Является наиболее опасным вариантом течения заболевания, так как явная симптоматика проявляется, что приводит к позднему диагностированию. Также, на протяжении длительного времени, человек пытается лечиться сам, списывая агрессивность и усталость на переработки и стрессы;
  • Явный. Проявляется явная симптоматика церебрастенического синдрома. При наличии таким признаков, человек обращается в больницу, что позволяет определить заболевание еще на ранних этапах развития.

Согласно международной классификации болезней, ЦАС характеризуется как F06.6 (Органическое эмоциональное лабильное (астеническое) расстройство).

Профилактика

Посттравматическая церебрастения – серьезный диагноз, но его вполне реально предупредить. Для этого необходимо следить за здоровьем и поведением ребенка: вовремя выявлять первичные проявления повышенной утомляемости, обращать внимание на признаки дневной сонливости, болезненности в голове. Важно учиться избегать конфликтов, чередовать у ребенка периоды умственного и физического труда. Потребуется приучить малыша ежедневно проводить время на свежем воздухе. Игнорирование рекомендаций может усугубить состояние, а последствия данного недуга могут быть ужасными.

Чтобы предупредить малейшие осложнения, надо сразу же при возникновении предпосылок на патологию обратиться к специалисту. Затягивать с визитом к врачу не стоит, поскольку постановка диагноза на ранних стадиях гарантирует полное исцеление от болезни.

Советы для мам и пап

После посещения доктора и определения диагноза, родителям нужно постараться понять ребёнка и не списывать все его промахи на «трудный характер». То, что может казаться простым и очевидным для здорового малыша у детей с церебрастеническим синдромом вызывает совсем иные эмоции. Поэтому в воспитании ребёнка с церебрастеническим синдромом нужно придерживаться некоторых правил:

Сон должен составлять не менее 8 часов в сутки, для младших детей желателен дневной сон. Кроха должна отправляться в кровать и просыпаться в привычное время, даже на выходных, это уменьшит стрессирование нервной системы. Хорошо использовать в быту списки, графики, будильники для дисциплинирования ребёнка и планирования времени;

Постарайтесь создать благоприятную атмосферу в семье, не кричите и тем более не применяйте физических наказаний. Все проблемы должны решаться в форме диалога, стоит постараться найти подход и договориться с ребёнком;

  • поощрения лучше, чем наказания.

Организуйте быт так, чтобы за проделанную работу малыш получал поощрения, будь то похвала или время для игры, любимых занятий. Так вы уменьшите необходимость наказывать кроху за невыполненные задания;

  • ограничение времени за компьютером.

Длительный просмотр мультфильмов, игра в компьютерные игры перевозбуждают и истощают нервную систему. Время, проведенное за цифровыми устройствами, должно быть лимитировано, а предпочтение следует отдавать развивающим телепередачам;

Обсудите с ребёнком, чем кроха хотел бы заниматься в свободное время. Для хобби хорошо подойдёт плавание, шахматы, рисование. Обязательным условием должно быть, дозированность физической и умственной нагрузки, нельзя переутомлять ребёнка.

Эмоциональная регуляция

Это сложный процесс, который включает в себя инициирование, подавление и модуляцию психического состояния и поведения человека в ответ на внешний или внутренний стимул. Процесс выглядит следующим образом:

  1. Внутреннее или внешнее событие (размышление о чем-то грустном или встреча с кем-то, кто злится) провоцирует субъективный опыт (эмоция или чувство).
  2. Затем – когнитивный ответ (мысль), за которым следует физиологический ответ (например, увеличение частоты сердечных сокращений, гормональной секреции).
  3. Далее следует связанное поведение (избегание, физическое действие или выражение).

Эмоциональное регулирование включает поддержание мыслей, поведения и выражений в социально приемлемом диапазоне.

Школьная дезадаптация в педиатрической практике

Начало школьного обучения предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям. Это связано с переходом к совершенно иной, по сравнению с предшествовавшими условиями воспитания детей в семье и дошкольных учреждениях, совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок.

На консультацию к врачу часто приходят родители, дети которых имеют нормальный уровень психического развития и вполне способны к обучению в общеобразовательной школе, но при этом не могут успешно справляться с объемом учебных нагрузок, осваивать школьные навыки; кроме того, для них зачастую характерны проблемы, связанные с неадекватным поведением. Нередко внимание на подобные трудности у детей начинают обращать уже воспитатели в дошкольных учреждениях при проведении различных занятий развивающего характера, в том числе при подготовке к школе.

Трудности, возникающие в процессе школьного обучения, оказались в последние годы в центре внимания не только педагогов и психологов, но также и врачей. Причины школьной дезадаптации (ШД) у детей могут иметь совершенно разную природу. Но одновременно с этим их внешние проявления, на которые обращают внимание педагоги и родители, бывают сходными. Принято рассматривать следующие основные критерии и формы проявлений ШД.

  • Познавательный, или когнитивный, компонент — плохая успеваемость в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка, с недостаточными запасом знаний и сформированностью учебных навыков, хронической неуспеваемостью.
  • Личностный, эмоционально-оценочный компонент ШД — постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам и обучению в целом, педагогам, а также перспективам, связанным с учебой.
  • Поведенческий компонент ШД — систематические нарушения поведения в процессе обучения и в школе.

У большинства детей, имеющих ШД, достаточно четко могут прослеживаться все три вышеприведенных компонента. Преобладание среди проявлений ШД того или иного компонента зависит, с одной стороны, от возраста и этапов личностного развития, а с другой — от причин, лежащих в основе ШД.

В практической работе педиатрам, школьным врачам, детским неврологам и психологам чаще всего приходится сталкиваться с такими состояниями, приводящими к формированию ШД, как астенический синдром, церебрастенический синдром, минимальные мозговые дисфункции. Реже причиной ШД являются различные психические заболевания, при подозрении на которые ребенок должен быть своевременно направлен на консультацию к психиатру.

Если трудности в обучении связаны с низкой и неустойчивой работоспособностью, высокой утомляемостью, недостаточно развитым умением контролировать свою деятельность, медленным темпом усвоения учебного материала, то после соответствующего обследования во многих случаях диагностируются астенический или церебрастенический синдром. Развитие астенического синдрома связано с соматической патологией. При церебрастеническом синдроме отклонения со стороны процессов созревания и функционирования центральной нервной системы (ЦНС) связаны с ее органическим повреждением.

Астенический синдром

Симптомы астенического характера часто служат одними из первых неспецифических проявлений широкого круга соматических расстройств. Соматогенные астенические состояния могут быть связаны с несбалансированным питанием (белково-калорийная недостаточность, дефицит витаминов, микроэлементов), нарушениями усвоения пищи (синдром мальабсорбции) при хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, патологии обмена веществ, с частыми простудными и хроническими инфекционными заболеваниями (синусит, тонзиллит и др.). Проявления астенического синдрома часто отмечаются при заболеваниях органов дыхания, бронхиальной астме, заболеваниях сердечно-сосудистой системы, болезнях крови, анемиях, хронических заболеваниях печени, поджелудочной железы, почек, эндокринной патологии (заболевания щитовидной железы, сахарный диабет).

Клиническими проявлениями астенического синдрома являются повышенная утомляемость, трудности, связанные с концентрацией внимания, замедленное восприятие. Дети с астеническим синдромом выделяются среди сверстников своим поведением: наряду с вялостью и истощаемостью многие из них чрезмерно застенчивы, нерешительны, боязливы. Для них характерны эмоциональная лабильность, высокая ранимость и обидчивость. Дети огорчаются из-за любого пустяка, начинают плакать при малейшей неудаче. Часто наблюдается гиперестезия, выражающаяся в непереносимости таких раздражителей, как громкие звуки, яркий свет, некоторые запахи. Жалобы на головную боль могут быть связаны с тем, что другие дети сильно шумят.

Астенические симптомы в ряде случаев сочетаются с тревожностью, мнительностью, навязчивыми страхами. Часто возникают расстройства сна. Сон становится поверхностным, беспокойным, нередко сопровождается устрашающими сновидениями. Дети плохо засыпают и с трудом просыпаются, после сна отсутствует чувство отдыха. В дневное время может отмечаться сонливость.

Лечение в значительной мере определяется своевременными диагностикой и лечением первичной соматической патологии, а также особенностями течения основного заболевания. Высокой эффективностью в лечении проявлений астенического синдрома обладают препараты ноотропного ряда.

Церебрастенический синдром

Обнаружение у ребенка в процессе обследования негрубых остаточных проявлений органического поражения ЦНС обычно служит основанием для диагностики церебрастенического синдрома. К числу причин развития церебрастенического синдрома относятся различные формы патологического течения беременности и родов, связанные с нарушением поступления кислорода в мозг плода и новорожденного. Асфиксия у доношенного новорожденного почти всегда имеет внутриутробное происхождение, гипоксия и ишемия развиваются одновременно; результатом является гипоксически-ишемическая энцефалопатия. Среди других патологических состояний следует отметить внутриутробные инфекции, прием беременной лекарственных препаратов, недоношенность, у новорожденных — внутричерепные кровоизлияния, гемолитическую болезнь, сепсис, пневмонию.

Церебрастенический синдром формируется у большинства детей, перенесших черепно-мозговую травму (ЧМТ), нейроинфекции (менингиты, энцефалиты) или общие инфекции с токсическим поражением мозга. Своеобразие клинического течения и исходов ЧМТ у детей обусловлено тем, что механическая энергия воздействует на мозг, рост и развитие которого еще не закончено. В клиническом течении ЧМТ различают три периода: острый — первые 2–10 нед, промежуточный — 10 нед–6 мес, отдаленный — от 6 мес до 2 и более лет. Даже легкие ЧМТ не проходят в детском возрасте бесследно. Так, примерно у 1/3 детей, перенесших сотрясение головного мозга, в отдаленном периоде отмечаются жалобы на головные боли, повышенную утомляемость, трудности в школьном обучении (так называемый «посткоммоционный синдром»). ЧМТ средней и тяжелой степеней приводят к более серьезным последствиям, но в то же время у детей чаще, чем у взрослых, возможен благоприятный исход даже после тяжелой ЧМТ, вследствие высоких компенсаторных возможностей и пластичности развивающегося мозга. Для предупреждения стойких когнитивных нарушений в отдаленном периоде ЧМТ следует обращать внимание на наличие проявлений церебрастенического синдрома в промежуточном периоде ЧМТ, которые являются показанием для проведения терапевтических курсов ноотропами.

Церебрастенический синдром развивается у многих детей после различных хирургических операций. Его пусковым механизмом являются различные варианты гипоксии во время операции: анемической, циркуляторной, гистотоксической. В послеоперационном периоде продолжают действовать разнообразные экстрацеребральные факторы: гиповолемия, хирургическое кровотечение, нарушения функций сердечно-сосудистой системы и кислотно-щелочного равновесия, гипоксемия.

Типичным проявлением церебрастенического синдрома считается так называемая «раздражительная слабость». С одной стороны, для детей характерны общая пассивность, вялость, медлительность в мышлении и движениях, даже при незначительных нервно-психических нагрузках наблюдаются истощаемость, фон настроения снижен. Утомляемость иногда выражена настолько, что детям противопоказано длительное пребывание в коллективе сверстников. С другой стороны, наблюдаются повышенная раздражительность, готовность к аффективным вспышкам, недостаточная критичность.

Возникновение астенических симптомов на фоне органических изменений ЦНС придает церебрастеническому синдрому ряд особенностей. Ослабленность внимания и мышления сопровождаются довольно выраженным и длительным снижением психической работоспособности, особенно при любой интеллектуальной нагрузке у детей школьного возраста. Нередко отмечается снижение памяти.

Считается, что повышенная возбудимость, раздражительность, аффективная взрывчатость, а также гиперестезия к звукам и яркому свету более характерны для посттравматической церебрастении. При постинфекционной церебрастении чаще наблюдаются перепады настроения, сопровождающиеся плаксивостью, капризностью, недовольством. У детей с последствиями внутриутробных поражений головного мозга могут обнаруживаться различные дизэмбриогенетические стигмы. В структуру церебрастенического синдрома входят также более или менее выраженные расстройства вегетативной регуляции.

Частыми проявлениями церебрастении бывают головные боли, усиливающиеся во второй половине дня на фоне утомления, вестибулярные расстройства (головокружения, чувство дурноты при езде на транспорте, сопровождающиеся тошнотой). Кроме езды на транспорте плохо переносятся качели, жара и духота, изменения погоды с резкими колебаниями атмосферного давления.

Течение церебрастенического синдрома

По мере развития ЦНС включаются различные механизмы компенсации резидуальной церебральной недостаточности, поэтому для проявлений церебрастенического синдрома характерен постепенный регресс. Однако возможно наступление периодов декомпенсации, особенно во время возрастных кризов. Помимо возрастных физиологических сдвигов, причинами декомпенсации могут быть переутомление, связанное с учебными перегрузками, психотравмирующие ситуации, различные соматические заболевания, инфекции. Своевременно назначенная терапия с включением препаратов ноотропного ряда способствует наиболее ранней и полной компенсации этих нарушений.

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) — наиболее распространенные формы нервно-психических нарушений в детском возрасте. ММД обычно представляют собой последствия ранних повреждений головного мозга, их основная характеристика — это возрастная незрелость отдельных высших психических функций и их дисгармоничное развитие. ММД сопровождаются задержкой темпов развития функциональных систем мозга, обеспечивающих реализацию высших психических функций: речь — устную и письменную, внимание, память, восприятие, управляющие функции (программирование, регуляция и контроль) и ряд других. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД не отстают от сверстников, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации.

Основные клинические варианты ММД среди детей школьного возраста представлены гиперактивным расстройством с дефицитом внимания (ГРДВ), а также специфическими трудностями формирования навыков письма, чтения и счета — дисграфией, дислексией и дискалькулией. Принято считать, что патогенез ММД связан с воздействием на развивающийся мозг различных патологических факторов во время беременности и родов. ЦНС особенно уязвима при возникающей кислородной недостаточности, а вызванные гипоксией биохимические и морфологические изменения способны в той или иной степени искажать нормальный ход сложных процессов развития головного мозга. Вместе с тем исследования последних лет подтвердили значительную роль механизмов наследственности в формировании ММД.

Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания проявляется несвойственной для нормальных возрастных показателей двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими и трудностями в обучении. Дети с ГРДВ выделяются также своей неловкостью, неуклюжестью, которые связаны с недостаточным развитием координации движений. Распространенность ГРДВ довольно высока — 3–5% детей школьного возраста. Среди мальчиков ГРДВ встречается в 5–7 раз чаще, чем среди девочек.

Гиперактивность характеризуется тем, что дети чрезвычайно подвижны, постоянно бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться. Родители о, неспособны усидеть на месте. Гиперактивность проявляется также беспокойством, посторонними движениями во время выполнения заданий, требующих усидчивости (ерзает на стуле, не в состоянии удержать руки и ноги в состоянии неподвижности). У таких детей нередко наблюдается сочетание чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения. Так, в школе они постоянно мешают учителям и провоцируют неправильное поведение одноклассников.

Дефекты концентрации внимания являются причиной плохого выполнения заданий на уроках в школе. По описаниям учителей, дети с ГРДВ способны сохранять внимание не более нескольких минут. Вместе с тем показатели концентрации внимания у детей с ГРДВ также подвержены существенным колебаниям. Родители часто сообщают о том, что во время тех занятий и игр, с которыми детям удается успешно справляться, они могут удерживать внимание до нескольких часов. Подобная «избирательность» внимания связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием от этой деятельности. Хуже всего гиперактивные дети выполняют те задания, которые кажутся им скучными и трудными.

Импульсивность у таких детей постоянно наблюдается как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении школьных заданий. На уроках дети с трудом дожидаются своей очереди, перебивают других, на вопросы отвечают невпопад, не выслушивая их до конца. Из-за импульсивности они склонны к травматизации, так как нередко совершают опасные действия, о последствиях которых не задумываются. Вместе с тем импульсивность провоцирует постоянно возникающие проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе с родителями, братьями и сестрами, педагогами. В коллективе ребенок с ГРДВ служит источником постоянного беспокойства: шумит, не задумываясь, берет чужие вещи, мешает окружающим, отвлекая их. Все это приводит к конфликтам, вследствие чего ребенок чувствует себя нежеланным, отверженным. Для большинства детей с ГРДВ характерны низкая самооценка, слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах.

Во время школьных занятий детям с ГРДВ сложно справляться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы. Навыки чтения и письма у них оказываются сформированы значительно хуже, чем у остальных. Письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые могут быть результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания без учета всех возможных вариантов. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых. В основе трудностей формирования навыков письма и чтения при синдроме дефицита внимания и гиперактивности наряду с нарушениями внимания лежат недостаточность координации движений, зрительного восприятия и речевого развития.

В последние годы были разработаны стандартизированные диагностические критерии ГРДВ, представляющие собой перечень наиболее характерных и четко прослеживаемых признаков данного расстройства. Постановка диагноза ГРДВ основывается на критериях 10-го пересмотра Международной классификации болезней (ВОЗ, 1994).

Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания: критерии диагноза

I. Нарушения внимания

  1. Часто неспособен сконцентрировать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
  2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает тех, кто к нему обращается.
  4. Нередко оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
  5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
  6. Обычно высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительной концентрации внимания (например, школьных заданий, домашней работы).
  7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
  8. Легко отвлекается на посторонние дела, предметы и т. п.
  9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

II. Гиперактивность

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения кистей и стоп; сидя на стуле, крутится, вертится.
  2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях.
  3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
    Импульсивность
  6. Часто бывает болтливым.
  7. Нередко отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  9. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Для постановки диагноза необходимо наличие шести или более из девяти перечисленных симптомов нарушений внимания и/или шести или более из девяти признаков гиперактивности и импульсивности. Имеющиеся у ребенка симптомы должны сохраняться на протяжении не менее 6 мес. В случаях полного соответствия наблюдаемой клинической картины одновременно всем перечисленным диагностическим критериям, ставится диагноз сочетанной формы ГРДВ. При наличии шести или более симптомов нарушения внимания и менее шести симптомов гиперактивности используется диагностическая формулировка «ГРДВ с преимущественными нарушениями внимания». Если имеется полное соответствие симптомов критериям гиперактивности при частичном их соответствии критериям нарушения внимания, то диагноз обозначается как «ГРДВ с преобладанием гиперактивности и импульсивности».

В клинической практике чаще всего приходится встречаться с детской гиперактивностью и нарушениями внимания, обусловленными ГРДВ. Однако, помимо ГРДВ, эти нарушения могут служить внешними признаками ряда других состояний.

Дифференциальный диагноз гиперактивности и дефицита внимания у детей

  • Индивидуальные особенности темперамента: характеристики поведения и когнитивных функций активных, подвижных детей не выходят за границы возрастной нормы.
  • Тревожные расстройства: особенности поведения ребенка связаны с действием психотравмирующих факторов.
  • Астенический синдром при соматических заболеваниях.
  • Церебрастенический синдром: резидуальные явления перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации.
  • Эндокринные заболевания (патология щитовидной железы, сахарный диабет).
  • Сенсоневральная тугоухость.
  • Эпилепсия (абсансные формы; симптоматические, локально обусловленные формы; побочные эффекты противоэпилептической терапии).
  • Психические расстройства: нарушения поведения; аффективные расстройства (настроения); умственная отсталость; аутизм; шизофрения.
  • Наследственные синдромы: Туретта, Вильямса, Смита–Мажениса, Беквита–Видемана, фрагиальной Х-хромосомы и некоторые другие.

Необходимо тщательно разграничивать ГРДВ с широким кругом состояний, сходных с ним лишь по своим внешним проявлениям, но существенно отличающихся от ГРДВ как по причинам возникновения, так и методам коррекции. Учитывать это тем более важно, что в последние годы обозначилась тенденция к необоснованно частой постановке диагноза ГРДВ и получило распространение заблуждение о том, что диагностика ГРДВ не представляет собой значительных трудностей.

К подростковому возрасту гиперактивность у детей с ГРДВ значительно уменьшается или исчезает, однако нарушения внимания продолжают в той или иной степени сохраняться вплоть до взрослого возраста. У ряда подростков нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость. Часто наблюдаются безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил, значительные трудности в выборе и освоении профессии, нередко возникает тяга к употреблению алкоголя и наркотиков. В связи с этим усилия родителей и специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию ГРДВ. Высокой эффективностью в лечении ГРДВ обладают препараты ноотропного ряда. Курсы ноотропов целесообразно проводить несколько раз за год в периоды наиболее интенсивных учебных нагрузок.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает устной речью. При поступлении в школу он начинает осваивать зрительные (написанные) образы букв. Восприятие и распознавание графических изображений, необходимых для письменной речи (чтения и письма), происходят в зрительной области мозговой коры (затылочная доля). Это означает, что в работу речевой системы мозга включается зрительный анализатор, и его функции должны координироваться с деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Ребенку необходимо научиться переводить услышанное и сказанное слово в его зрительный образ (письмо) и наоборот, уметь перевести зрительный образ в артикуляционный и слуховой (чтение).

Чтение и письмо относятся к самым новым в филоонтогенезе высшим психическим функциям, которые осваиваются в процессе специального обучения. В их осуществлении основное значение имеют наиболее поздно формирующиеся отделы коры головного мозга, в основном теменно-височно-затылочная область левого полушария. Кроме того, реализация этих функций становится возможной при тесном взаимодействии зрительного, слухового и двигательного анализаторов, а также при достаточном уровне развития сложных произвольных действий (движения глаз по строкам текста, координированные движения руки и глаз при письме).

Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения и одна из форм недоразвития письменной речи, проявляющаяся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дети с дислексией испытывают значительные трудности в освоении навыка чтения и, как правило, письма, несмотря на нормальный уровень интеллектуального развития, отсутствие нарушений со стороны зрительного, слухового анализаторов и педагогической запущенности. Дислексия у детей проявляется в неспособности достигать такого уровня развития навыков чтения, а также письма и орфографии, которые были бы пропорциональны их умственным способностям. Иначе говоря, дислексия нередко сопровождается дисграфией и дисорфографией. Частота встречаемости дислексии окончательно не установлена. По данным исследований детей школьного возраста, оценки распространенности дислексии варьируют от 5–10 до 15–20%.

После 1–1,5 лет обучения в школе почти у 50% детей с дислексией навык чтения отсутствует. Некоторые из них не знают букв, а остальные, выучив часть алфавита, читают только короткие знакомые слова, изображения которых они запомнили глобально, как картинку. 25% детей овладевают медленным слоговым чтением, допуская большое количество ошибок, остальные читают побуквенно. В результате дети с дислексией оказываются неспособны к пониманию смысла прочитанного.

Дисграфия — нарушение становления процессов письма и одна из форм недоразвития письменной речи, проявляющаяся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Различают оптические, фонематические и грамматические (дисорфография) типы ошибок при письме. При оптических ошибках не различаются графически сходные буквы: п-н, п-и, п-т, у-и, ш-и, м-ш, м-л, л-и, б-д и др. При фонематических (ошибках восприятия звуков речи) — не различаются фонемы, имеющие акустико-артикуляционное сходство, чаще всего звонкие и глухие: д-т, з-с, б-п, ж-ш, г-к, в-ф и др.

Трудности в освоении навыков чтения и письма могут оказывать отрицательное влияние на формирование личности ребенка. Постоянные неудачи в учебе способны вызвать и закрепить такие черты, как неуверенность, тревожность, замкнутость, заниженную самооценку. В некоторых же случаях, особенно при неправильном отношении к имеющимся у ребенка трудностям со стороны взрослых, как родителей, так и школьных педагогов, обвиняющих его в нежелании учиться, медлительности, лени и непослушании, у детей с дислексией и дисграфией развиваются невротические, депрессивные состояния либо оппозиционное и агрессивное поведение. Своевременное применение ноотропов в лечении дислексии и дисграфии у детей способствует наиболее полной коррекции этих состояний. Необходимо учитывать то, что проявления дислексии и дисграфии обычно характеризуются стойкостью и не могут быть полностью преодолены в короткие сроки.

Оказание помощи детям с ШД должно быть своевременным, носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение. Все дети с ШД должны быть обследованы психологом. Для того чтобы помощь ребенку была результативной, необходимы согласованные усилия разных специалистов — врачей, психологов, логопедов, педагогов. Важно, чтобы совместные усилия специалистов были направлены на ранние выявление и коррекцию когнитивных, эмоциональных и поведенческих нарушений у детей. Планирование и проведение коррекционных мероприятий, в том числе медикаментозной терапии, должны осуществляться по индивидуальным планам для каждого ребенка.

Препараты ноотропного ряда представляют собой относительно новую группу лекарственных средств, вошедших в широкую педиатрическую практику в 1980-е годы. По определению экспертов ВОЗ, ноотропные препараты — это средства, оказывающие прямое активирующее влияние на обучение, улучшающие память и умственную деятельность, а также повышающие устойчивость мозга к неблагоприятным воздействиям. По химической структуре ноотропы представляют собой гетерогенную группу лекарственных средств. К числу основных ноотропов относятся следующие классы препаратов: 1 — производные пирролидона (пирацетам), 2 — производные γ-аминомасляной кислоты (ГАМК) (фенибут, пантогам), 3 — нейропептиды и их аналоги (церебролизин, семакс), 4 — производные пиридоксина (энцефабол), 5 — цереброваскулярные средства (ницерголин, винпоцетин), 6 — многокомпонентные лекарственные средства (инстенон, актовегин) и ряд других. Высокая эффективность препаратов ноотропного ряда в сочетании с хорошей переносимостью получила подтверждение во многих исследованиях, в ходе которых оценивалось их действие при лечении различных состояний, сопровождающихся трудностями в развитии, обучении и поведении у детей.

Большинство ноотропных препаратов в связи с их психостимулирующим действием назначаются в первой половине дня. Целесообразно применять ноотропные препараты в виде монотерапии, уделяя при этом внимание индивидуальному подбору оптимальных дозировок и продолжительности лечения. В первые дни приема рекомендуется постепенное наращивание дозы. Продолжительность курсов лечения ноотропами составляет от 1 до 2–3 мес. Если на протяжении учебного года имеется необходимость в проведении нескольких курсов лечения, то между ними оставляют интервалы на 2–4 нед, которые лучше планировать на время каникул. Если первый курс лечения оказывается недостаточно результативным, то вопрос об увеличении продолжительности лечения, назначении повторного курса ноотропов после перерыва или сочетания фармакотерапии с методами психолого-педагогической коррекции должен решаться индивидуально.

Важно отметить то, что побочные эффекты на фоне лечения ноотропами у детей наблюдаются редко, не бывают стойкими и значительно выраженными. Часто они возникают при неточном соблюдении родителями режимов назначения ноотропов с постепенным увеличением дозы, приемом препаратов в утренние и дневные часы. Среди возможных побочных эффектов ноотропов встречаются: ощущение тяжести в голове, появление возбудимости и раздражительности, трудности засыпания и беспокойный сон, редко — тошнота, неприятные ощущения в животе. При появлении подобных жалоб следует внести уточнения в режим назначения ноотропов, а в некоторых случаях — несколько уменьшить дозу. Определенной осторожности требует назначение ноотропных препаратов пациентам с проявлениями внутричерепной гипертензии. В таких случаях на первом этапе лечения назначают дегидратационную терапию либо применяют ноотропы в комбинации с ней.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что выяснение причин ШД и коррекция ее проявлений должны быть своевременными. Пациентам с ШД показано комплексное обследование с участием педиатра, невролога, психолога, по показаниям — психиатра. Все дети с ШД требуют динамического наблюдения не только врача, но и психолога.

Наш опыт применения ноотропных препаратов свидетельствует о положительном эффекте, оказываемом энцефаболом и инстеноном в лечении данных состояний у детей.

Энцефабол (пиритинол) — ноотропный препарат, по химической структуре представляющий собой удвоенную молекулу пиридоксина (витамина В6).

Особенности назначения энцефабола

  • Формы выпуска: таблетки по 100 мг и суспензия с содержанием в 1 мл 20 мг энцефабола.
  • Механизмы действия: улучшает передачу импульсов и их проведение в различные отделы мозга, нормализация энергетического обмена нейронов, активирует метаболизм глюкозы в мозговой ткани, улучшает микроциркуляцию в головном мозге.
  • Минимум противопоказаний, разрешен к применению с раннего возраста.
  • Рекомендуемые дозы для детей: до 10–12 мг/кг массы тела (суточная доза до 300–400 мг), в 2–3 приема, после еды, последний прием — не позднее 17 ч.
  • Для исключения побочных эффектов в начале курса рекомендуется медленное наращивание дозы энцефабола в течение 7–10 дней.
  • Продолжительность курса — до 6–12 нед.

Энцефабол обладает высокой эффективностью в терапии астенического и церебрастенического синдромов, дислексии и дисграфии, ГРДВ.

При наличии соответствующих показаний целесообразен долговременный прием, позволяющий достичь существенного повышения работоспособности, улучшения состояния высших психических функций и навыков школьного обучения.

Режимы дозирования инстенона детям разных возрастных групп

Инстенон — многокомпонентный ноотропный препарат; в педиатрической практике применяется таблетированная форма с содержанием в 1 таблетке 50 мг этамивана, 20 мг гексобендина, 60 мг этофиллина. Инстенон особенно эффективен в лечении ГРДВ, может быть рекомендован для терапии астенического, церебрастенического синдромов. В зависимости от возраста, суточная доза составляет 1,5–2,5 таблетки, назначается в 2 приема (утром и днем) после еды. Начинать терапию рекомендуется с постепенного наращивания дозы в течение 7–10 дней. Продолжительность курса лечения от 4 до 6–8 нед. Режимы дозирования инстенона у детей разных возрастных групп приводятся в таблице.

Н. Н. Заваденко, доктор медицинских наук, профессор РГМУ, Москва

Разновидности церебрастении

Проявления и выраженность симптомов недуга у разных детей может отличаться. Для постановки этого диагноза не обязательно наличие всех перечисленных типичных симптомов у малыша. К тому же недуг имеет несколько вариантов течения.

Астеноадинамическая форма

На первый план в клинической картине заболевания выходят заторможенность, вялость малыша, низкий интерес к обучению. Такие дети кроме проблем с обучением отличаются эмоциональной лабильностью, слабостью и ранимостью.

Астеногипердинамический вариант

В данном случае нарушение поведения у малышей выражается чрезмерной активностью, взвинченностью. Такие дети склонные проявлять агрессию, быстро впадать в ярость, когда их мнение расходится с окружающими. Затруднения в обучении связаны с эмоциональной лабильностью, непоседливостью, неспособностью малыша длительно концентрироваться на выполняемой работе.

Астенодистимический, смешанный тип

В случае развития церебрастении смешанного типа наблюдается сочетание признаков других видов заболевания. Такие малыши склонны к перепадам настроения, эмоциональной несдержанности. В клинической картине нередко преобладают вегетативные проявления: потливость, зябкость, низкая способность к адаптации, метеозависимость. Общие симптомы выражаются в головокружении, головной боли, проблемами с работой органов пищеварения.

Для синдрома церебрастении характерно длительное, рецидивирующее течение. После лечения в период обострения, состояние крохи значительно улучшается, а симптомы становятся менее выраженными или исчезают вовсе. Но при неблагоприятных условиях (повышенная умственная и физическая нагрузка, недосыпание, стресс) болезнь проявляется вновь.

Прогноз

Церебрастенический синдром часто является частью психологического состояния. Прогноз зависит от серьезности основных проблем. Лекарства, когда они показаны, в сочетании с эффективной психотерапией, контролем сна, стресса и психообразованием значительно улучшают качество жизни человека с цереброастенией.

Диалектическая поведенческая терапия (ДБТ) дала отличные результаты при лечении церебрастенического синдрома. DBT учит клиента, как научиться контролировать свою жизнь, эмоции и себя посредством самопознания и когнитивной реструктуризации.

Типичные проявления недуга

Симптомы недуга в младенчестве

Груднички с неврологическим синдромом отличаются от своих сверстников повышенным беспокойством. Такие крохи более плаксивые, даже малейшее изменение привычного уклада жизни вызывает у них много эмоций, нарушение аппетита и сна. Ребята могут чрезмерно реагировать на громкие звуки и яркий свет. Нередко режим таких малышей необычный, они с удовольствием спят днём и бодрствуют ночью.

Признаки церебрастении в раннем детском возрасте

Крохи до 3-х лет могут отставать в наборе массы тела и физическом развитии от своих ровесников. Они не любят активные игры, даже небольшие нагрузки приводят к быстрой утомляемости и ухудшению самочувствия. Нередко такие дети выглядят сонными, вялыми, не проявляют интерес к игрушкам, другим детям. Ребята могут отставать в интеллектуальном, речевом развитии, но такие задержки обычно умеренные и легко корригируются.

Одним из признаков неврологических отклонений у ребёнка является «морская болезнь», дети тяжело переносят поездки, а катание на качелях может вызывать рвоту и головокружение. Ухудшается самочувствие крохи при низких и высоких температурах, особенно плохо малыш переносит жару. Вегетативные дисфункции являются причиной нарушения терморегуляции, потливости и зябкости крохи.

Симптомы болезни у дошкольника

В связи с низкой способностью адаптироваться к новым условиям, первые трудности возникают, когда малыша отдают в детский сад. Новые условия и повышенная психоэмоциональная нагрузка сказывается на самочувствии крохи, возникают новые проявления синдрома.

Повышенная тревожность перерастает в страхи, ночные кошмары, энурез. Этих детей легко вывести из равновесия, но успокаиваются они тоже быстро. Значительный стресс приводит к физиологическим нарушениям – возникает тошнота, рвота, головокружение, учащается сердцебиение.

Проявления недуга в школьном возрасте

С момента поступления малыша в школьное заведение на первый план выходят проблемы со способностью концентрации внимания. Такие дети быстро устают и требуют более частой смены деятельности, продолжительных периодов отдыха. Тяжело даётся малышам чтение, запоминание материала, письмо под диктовку, пересказ услышанной информации. Работоспособность ребёнка значительно выше в утренние часы. К вечеру у малыша накапливается усталость и возникает эмоциональное истощение.

Головные боли, головокружение, сопровождающиеся тошнотой и рвотой – частая жалоба, с которой дети обращаются к врачу.

Лечение

Лечение церебрастенического синдрома зависит от того, почему вы испытываете симптомы.

Например, врачи корректируют низкий уровень сахара в крови с помощью таблеток глюкозы, сока, конфет, других сладких веществ. Тем, у кого хронически низкий уровень сахара, возможно, придется изменить питание, есть чаще.

Лечение психологических расстройств включает медикаменты и психотерапию.

Церебрастенический синдром связан с ранней психологической травмой, травмой головного мозга или хроническим жестоким обращением и связанными расстройствами.

Эмоциональная дисфункция может присутствовать у людей, страдающих психическими расстройствами:

  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
  • расстройствами аутистического спектра;
  • биполярным расстройством;
  • пограничными изменениями личности;
  • посттравматическим стрессовым расстройством.

При пограничном расстройстве личности и комплексном посттравматическом стрессовом расстройстве, повышенная чувствительность к стимулам вызывает более медленное возвращение к нормальному эмоциональному состоянию. Биологически это проявляется дефицитом лобных кортикальных областей головного мозга

Клетки головного мозга обычно адаптивно реагируют на биоэнергетические проблемы, возникающие в результате продолжающейся активности в нейронных цепях. Также в результате воздействия энергетических факторов окружающей среды, таких как лишение пищи, физические нагрузки.

На клеточном уровне адаптивные ответы включают «усиление» существующих, образование новых синапсов и выработку новых нейронов из стволовых клеток.

На молекулярном уровне биоэнергетические проблемы приводят к активации факторов транскрипции. Они вызывают экспрессию белков, которые усиливают устойчивость нейронов к метаболическим, окислительным, экситотоксическим, протеотоксическим стрессам. Например, при церебральных нарушениях, включая инсульт, Болезни Альцгеймера, Паркинсона.

Физиология человека является результатом миллионов лет эволюции в сложных условиях окружающей среды, ограниченной доступности продуктов питания. Резкие быстрые изменения в образе жизни современных человеческих обществ привели к увеличению частоты метаболических нарушений (например, диабета, ожирения, метаболического синдрома, гиперлипидемии).

Положительный естественный отбор генов, снижающих скорость метаболизма при сохранении когнитивной эффективности, позволил людям пережить времена ограниченной доступности пищи. Но такие гены могут быть вредными, когда пищи в изобилии.

Узнать больше Синдром салона красоты, вертебробазилярная недостаточность

Действительно, голодание, физическое, умственное напряжение связаны с адаптивными сигнальными путями. Они способствуют оптимальному здоровью мозга, его устойчивости к травмам и нейродегенеративным заболеваниям у современных людей.

Причины формирования патологии

Иногда по отношению к описываемому симптомокомплексу применяют термин церебральный синдром, что не вполне корректно, поскольку это более обширное понятие, чем церебрастения.

Этиология синдрома различна. Факторы развития заболевания у детей:

  • гипоксия плода во внутриутробном периоде;
  • приём женщиной во время беременности некоторых противопоказанных препаратов;
  • внутриутробные инфекции (внедрение инфекционного агента в околоплодные воды);
  • внутричерепные повреждения;
  • осложнения операционного вмешательства;
  • укусы некоторых насекомых (энцефалитный клещ).

Церебрастенический синдром у взрослых пациентов бывает вызван следующими причинами:

  • сотрясение мозга;
  • травматические внутричерепные повреждения;
  • атеросклероз сосудов;
  • менингит;
  • вирусные инфекции;
  • инфекции бактериальной природы;
  • укусы клещей, переносящих энцефалит.

Можно говорить о том, что общая первопричина – поражения мозга различной природы.

Разберёмся в понятиях

Церебрастения буквально переводится, как слабость, бессилие головного мозга. Это термин объединяет в себе комплекс неврологических симптомов, указывающих на нарушение мозговых функций. По статистике около 3% детей страдает от неприятных проявлений этого недуга.
Цереброастенический синдром у детей и взрослых не является отдельным заболеванием, а объединяет комплекс неврологических проблем, не указывая на их происхождение. Для правильного лечения данного состояния врач определяет причину, вызвавшую расстройство работы мозга у ребёнка.

Чем характерен ЦАС у взрослой категории людей?

Появление церебрастении у взрослой категории людей, в большинстве случаев, происходит после травматических ситуаций, или воспалений мозга.

Отмечается её частое появление после инсультов и отмираний тканей мозга, также, если присутствует атеросклеротическая бляшка, которая влечет к явно выраженной кислородной недостаточности.

Церебрастеническая симптоматика проявляется в нарушениях интеллектуальной деятельности.

Пострадавший человек не способен заниматься повседневными видами деятельности, которые требуют запоминания, планирования, внимательности. При таком синдроме даже читать книгу может быть трудно, что приведет к быстрой усталости.

Церебрастеническому синдрому сопутствует постоянное ощущение усталости, желание поспать. После нормального сна, к обеду человек уже не в состоянии нормально работать, так как он очень утомился.

Упадку умственных способностей у взрослых сопутствует безразличие к происходящему вокруг, агрессивность и постоянные перепады настроения.

Часто отмечаются и вегетативные нарушения, проявляющиеся в плохой переносимости раздражителей (яркий свет, шум, душное помещение, высокая температура), повышенном выделении пота, а также перепады артериального давления.

Пораженные ощущают боли в голове, а также потерю сна.

Особенности имеет посттравматический церебрастенический синдром. Люди, которые получили травму головы, больше склонны к агрессивности, поступках без определенной мотивации, высокого показателя возбудимости. Такие пациенты бурно реагируют на внешние раздражители.

Получив травму головы, пациент еще долгое время будет помнить какие страдания он пережил, будет постоянно беспокоиться и находится в состоянии тревоги без особой на то причины, отмечаются потери сна.

Особенно опасно то, что при травме головы, признаки церебральной дисфункции могут проявляться не сразу, а через какой-то промежуток времени (недели, месяцы). Именно поэтому, после перенесенных черепно-мозговых травм, пациенту нужно долгое время находиться под присмотром врачей.

Если помогать и внимательно относится к пострадавшему, то период восстановления пройдет более быстро.

Как определить недуг?

Диагностика церебрастении включает себя комплексное обследование ребёнка, поскольку многообразие клинических проявлений может «маскировать» неврологический синдром под другие заболевания. В то же время стоит исключить соматические болезни, которые могут давать похожую симптоматику.

Применяются следующие методы:

Сбор анамнеза

Для постановки диагноза и назначения правильного лечения очень важно определить причину неврологических симптомов у ребёнка. При постановке предварительного диагноза врач руководствуется анамнезом жизни, жалобами пациента, особенностями течения заболевания. Доктор обращает внимание на перенесённые ребёнком заболевания, травмы, учитывает возраст, в который они появились.

Течение беременности и родов имеют значение не только для диагностики болезни у младенцев, но и у детей старшего возраста. Ведь отдалённые проявления перинатальных поражений головного мозга могут проявиться в любом возрасте.

Осмотр специалистами

При физикальном обследовании ребёнка оцениваются нарушения работы внутренних органов, связанные с церебрастенией. В большинстве случаев наблюдаются нарушения в работе пищеварительной и нервной системы, сердца и почек, поэтому ребёнок нуждается в консультации многих специалистов.

Врач-невропатолог оценивает симметричность и выраженность рефлексов, оценивает особенности развития ребёнка. Важная роль в постановке диагноза отводится психологу, который с помощью специальных тестов оценивает память, внимание, мышление ребёнка.

Лабораторная диагностика

Исследование крови, мочи не играет решающей роли в постановке диагноза, но помогает врачу исключить другие заболевания, способные вызывать подобные клинические проявления. Особое внимание уделяется обнаружению сахарного диабета, анемии, инфекций;

Инструментальные исследования

Более точно поставить диагноз помогут магнитно-резонансная томография, энцефалограмма, ультразвуковая диагностика сосудов, снабжающих мозг кровью. Эти исследования помогут выявить изменения в работе мозга, обнаружить причину заболевания.

Вывод

Новые результаты показывают, что оптимальному здоровью мозга способствуют периодические биоэнергетические проблемы, которые увеличивают активность нервных цепей. Это интеллектуальные проблемы, ограничение потребления пищи, физические упражнения.

Исследования показали, что такие периодические биоэнергетические проблемы активируют сигнальные пути в нейронах, которые поддерживают здоровье митохондрий.

Во время нормального старения наблюдается снижение функциональности метаболизма энергии в клетках мозга. Например, транспорт глюкозы, митохондриальных электронов, репарацию ДНК, передачу сигналов нейротрофического фактора.

Психологи, помогают улучшить жизнь многих людей, которые имеют значительную эмоциональную нестабильность. Реляционная психотерапия является краеугольным камнем лечения церебрастенического синдрома наряду с поведенческой, сенсомоторной терапией.

Управление гневом, сном, нейробиоуправление улучшают лечение. Целостные методы регуляции, включая йогу, медитацию на осознанность, важны для восстановления и исцеления от церебрастенического синдрома.

Отзывы

Ирина, 34 года.

Моему ребенку поставили диагноз церебрастенический синдром в три года. После этого мы не отдавали ребенка в садик, а обучались по индивидуальной программе в домашних условиях (потому, что нужно было многократное повторение) + на индивидуальном занятии сын не так часто теряет концентрацию, как в классе на 23 человека.

Врач назначал ноотропы и заботу. И я скажу, что эффект от лечения действительно есть, медленный, но прослеживается. Сын стал меньше уставать, развилась внимательность и, что самое главное нормализовались умственные способности. Не затягивайте с лечением, и все будет хорошо.

Марина, 28 лет.

Заметила у дочки, в течение первого года учебы в школе, проблемы с чтением, после десяти минут она бросала все и практически ложилась спать. Забеспокоилась, повела к врачу. В итоге детский психиатр поставил диагноз ЦАС. Назначил ноотропы и витаминные комплексы.

Спустя полтора месяца стали прослеживаться умеренно положительные изменения. Дочь стала внимательнее, заметно активнее. Решаем по 3-4 арифметические задачки в день, чтобы развивать постепенно интеллектуальные способности. Прогресс есть, продолжаем лечение.

Вопрос-ответ

Можно ли вылечить церебрастенический синдром?

Заболевание может возникать как в молодом, так и в пожилом возрасте. Избавление от него возможно лишь с помощью ранней диагностики и рационально подобранного лечения.

Как проявляется церебрастенический синдром?

Церебрастения проявляется физической слабостью, быстрой утомляемостью, сонливостью, вегетативными дисфункциями. Груднички беспокойны, часто плачут, много спят днем, бодрствуют ночью. Аппетит сниженный, набор веса медленный, определяется общее отставание в развитии. У детей раннего возраста снижен интерес к игрушкам.

Что такое церебрастенический синдром?

Церебрастенический синдром (ЦАС) – неспецифический неврологический синдром у детей, характеризующийся повышенной утомляемостью, снижением концентрации внимания, ухудшением памяти. В основе церебрастенического синдрома лежит органическое поражение мозга.

Что такое посттравматическая церебрастения?

Посттравматическая энцефалопатия (ПТЭ) – это прогрессирующее нейродегенеративное заболевание, возникающее в результате повторных травм головного мозга, чаще всего у спортсменов, участников боевых действий и людей с травматическим опытом.

Советы

СОВЕТ №1

Обратите внимание на свои симптомы. Если вы замечаете постоянную усталость, снижение концентрации или раздражительность, не игнорируйте эти признаки. Важно вовремя обратиться к врачу для диагностики и исключения других заболеваний.

СОВЕТ №2

Следите за своим образом жизни. Регулярные физические нагрузки, полноценный сон и сбалансированное питание могут значительно улучшить ваше общее состояние и снизить проявления церебрастенического синдрома.

СОВЕТ №3

Практикуйте методы релаксации и управления стрессом. Йога, медитация или простые дыхательные упражнения могут помочь снизить уровень тревожности и улучшить психоэмоциональное состояние.

СОВЕТ №4

Не стесняйтесь обращаться за поддержкой. Общение с близкими или консультация с психологом может оказать положительное влияние на ваше эмоциональное состояние и помочь справиться с симптомами синдрома.

Ссылка на основную публикацию
Похожее