Расстройства памяти — виды, причины и способы лечения

Расстройства памяти – одно из сложных психоневрологических нарушений, осложняющий жизнь. У пожилых людей возникающие провалы в памяти являются закономерным процессом старения. Некоторые расстройства поддаются коррекции, другие являются симптомом более тяжелого сопутствующего заболевания.

Патогенез

Головной мозг принято разделять на отделы, которые отвечают за регуляцию основных функций организма.

Кора мозга также теоретически состоит из разных отделов, которые между собой взаимодействуют при помощи нервных импульсов и связей.

Нарушение нейронального взаимодействия между отделами коры головного мозга считается основным звеном в патогенезе расстройства памяти.

Повреждение гиппокампа приводит к утрате долговременной памяти, что способствует развитию полной дезориентации в личности. Если патологический очаг локализуется в стволовых отделах мозга или в ретикулярной формации, выпадает способность к запоминанию и воспроизведению информации.

Врачи отмечают, что расстройства памяти могут проявляться в различных формах, включая кратковременные и долговременные нарушения. Кратковременные расстройства часто связаны с стрессом, усталостью или депрессией, тогда как долговременные могут быть следствием нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера. Причинами таких расстройств могут также быть травмы головы, инсульты и некоторые инфекции.

Способы лечения зависят от причины и могут включать медикаментозную терапию, когнитивную реабилитацию и психотерапию. Врачи подчеркивают важность ранней диагностики и комплексного подхода к лечению, что позволяет значительно улучшить качество жизни пациентов и замедлить прогрессирование заболеваний. Регулярные физические нагрузки, сбалансированное питание и умственная активность также играют ключевую роль в поддержании здоровья памяти.

Причины нарушения памяти | Есин Олег Радиевич | Невролог КОРЛ КазаньПричины нарушения памяти | Есин Олег Радиевич | Невролог КОРЛ Казань

Симптомы нарушения памяти

Симптоматика нарушений разнообразна и зависит от того, в каких формах проявляются расстройства памяти, в основном, симптомы могут быть следующими:

  • утрата сведений, навыков, как обычных (чистка зубов), так и связанных с профессией;
  • дезориентация во времени и пространстве;
  • устойчивые пробелы на произошедшие «до» и «после» события;
  • палимпсест – выпадение отдельных событий при алкогольном опьянении;
  • конфабуляции – замещение пробелов памяти информацией фантастического характера, в которую больной верит.

Виды расстройств

Лурия А.Р. создал классификацию нарушений работы памяти, основанную на патогенетических процессах, происходящих в головном мозге, она включает в себя расстройства:

  1. Модально-неспецифические нарушения памяти. Появляются в случае поражения непосредственно структур головного мозга.
  2. Модально-специфические нарушения памяти. Механизм возникновения основан на поражении анализаторных систем. Нарушается зрительная, слуховая, тактильная, музыкальная, двигательная память и др. Типы нарушения памяти:
    • Оптико-мнестическая афазия возникает при патологии задних отделов височной доли. Для обозначения данного нарушения, в неврологии имеется понятие оптическая амнезия.
      В памяти пациентов нет определенных зрительных образов, однако они могут описать предназначение определенного предмета и как им пользуются.

      К примеру, больному показывается фотография с лопатой и просят назвать этот предмет. «…Ну эта вещь используется, чтобы ямы копать» — типичный ответ пациентов с оптико-мнестической афазией. Также нарушена возможность изображения конкретных предметов по памяти.

    • Акустико-мнестическая афазия — непонимание устной речи. Возникает из-за нарушения слухового запоминания. При этом речь пациента скудная, несвязная.
  3. Количественные расстройства памяти или дисмнезии — нарушение воспроизведения, запоминания и хранения информации. К таким нарушениям памяти относятся:
    • ретроградная амнезия — выпадают события, предшествующие травматической ситуации;
    • антероградная амнезия — выпадение событий, которые произошли после травмы (пациент не помнит как попал в больницу, но точно рассказывает, что с ним произошло);
    • фиксационная амнезия — больной не в состоянии вспомнить, что он делал минуту назад;
    • детская амнезия — не является патологической, люди не помнят период жизни до четырех лет;
    • интоксикационная — возникает при наркотическом или алкогольном опьянении;
    • аффективная — выпадают события, которые происходили в момент аффекта;
    • кататимная (истерическая) — исключение из памяти психотравмирующих агентов;
    • эпизодическая — нормальное явление у здоровых людей, которые подвержены длительной усталости;
    • гипермнезия — способность помнить каждую секунду происходящих событий и воспроизводить спустя несколько лет.
  4. Качественные расстройства памяти проявляются как изменение действительных событий прошлого. Основные виды парамнезий:
    • Псевдореминисценции — перенос событий прошлого в настоящее время. Данное нарушение приводит к временной деперсонализации.
      К примеру бабушка 80 лет может говорить, что вчера она праздновала свое шестилетие в кругу родных. Такие события имели место в жизни пациентки, однако в далеком прошлом.
    • Конфабуляции — привнесение в свое прошлое фантастических вымышленных событий, которые не могли произойти в жизни пациента.
      Больные не утрачивают основные воспоминания, а начинают иначе интерпретировать. В последствии может развиться конфабуляторный бред.
    • Криптомнезии — больные приписывают себе чужие заслуги, при этом не преследуют корыстного умысла. Пациент может утверждать, что именно он руководил боевыми действиями в 1812 году, а не какой-то Наполеон.
  5. Нарушение непосредственной памяти заключается в невозможности воспроизвести события или полученный опыт сразу после действия внешнего стимула. Характерно для пациентов преимущественно пожилого возраста. К таким расстройствам памяти относятся:
    • Корсаковский синдром — это нарушение памяти, при котором имеются неточные воспоминания виденного или услышанного в настоящем периоде времени, с полным или частичным сохранением памяти на события прошлого. Пациенты не понимают где находятся и как тут оказались, при нахождении в стационаре не могут самостоятельно отыскать свою постель.
    • Прогрессирующая амнезия — больные дезориентированы в месте и времени, путают события прошлого и настоящего, искажают последовательность происходящего. Постепенно из памяти выпадают не только происшествия текущего времени, но и события прошлых лет.
  6. Псевдоамнезия сопровождается патологией лобных долей мозга. Пациенты не в состоянии выучить или запомнить информацию, так как нарушен процесс формирования намерений. Однако при длительном повторении определенной информации пациент в состоянии узнать ее, но не может самостоятельно воспроизвести. Грубые нарушения процессов формирования планов и программ поведения не позволяют пациентам самостоятельно справляться с запоминанием материала.

Расстройства памяти — это серьезная проблема, с которой сталкиваются многие люди. Врачи выделяют несколько видов, включая амнезию, диссоциативные расстройства и возрастные изменения. Причины могут быть разнообразными: от травм головы и инсультов до психических заболеваний и стресса. Люди часто делятся своими переживаниями, рассказывая о том, как потеря памяти влияет на их повседневную жизнь и отношения с близкими. Многие отмечают, что поддержка семьи и друзей играет важную роль в процессе восстановления. Лечение может включать медикаментозную терапию, когнитивную реабилитацию и психотерапию. Важно помнить, что ранняя диагностика и обращение к специалистам могут существенно улучшить качество жизни.

Нарушения памяти и познавательной функции: причины, диагностика, профилактика и лечениеНарушения памяти и познавательной функции: причины, диагностика, профилактика и лечение

Нарушение памяти в психологии

Психические расстройства памяти – группа качественных и количественных нарушений, при которых, человек либо перестает запоминать, узнавать и воспроизводить информацию, либо происходит заметное снижение этих функций. Для того, чтобы понять, как определенные нарушения воздействуют на запоминание человеком информации, важно понимать что есть память. Итак, память – это высшая психическая функция включающая в себя комплекс когнитивных способностей: запоминание, хранение, воспроизведение.

Самыми распространенными нарушениями памяти считаются:

  • гипомнезия
    – снижение или ослабление;
  • парамнезия
    – ошибки в памяти;
  • амнезия
    – выпадение событий (до или после).

Феномены

Прескевю — способность мозга забывать элементарное слово, которое знал на протяжении длительного периода времени.

Создается впечатление, что вот-вот и вспомнишь слово, которое прям «крутится на языке». Однако в лучшем случае оно вспомнится через несколько дней.

Дежавю или промнезия — ощущение того, что человек уже бывал в этом месте, вел подобные разговоры с этим же собеседником. Однако в реальности подобного не происходило.

Жамевю — противоположность дежавю. Человек забывает определенные события и уверяет, что подобное никогда с ним не происходило. Привычная дорога домой может показаться неизвестной, впервые увиденной.

Гипертимезия — сверхточная память на все события собственного прошлого. Люди с гипертимезией могут дословно пересказать страницу из книги, которую читали пять или десять лет назад.

Причины нарушения памятиПричины нарушения памяти

Симптоматика

Общая симптоматика для большинства видов:

  • спутанность сознания;
  • забывчивость;
  • неспособность воспроизводить в памяти происходившие ранее события или заученную информацию;
  • социальная дезадаптация;
  • растерянность;
  • аутизм, ригидность нервной системы.

Если нарушения обусловлены какими-то соматическими или психическими заболеваниями, они сопровождаются симптоматикой, характерной для них.

Нередко происходит наложение друг на друга нарушения разных высших психических функций, что также проявляется различными отклонениями. Например, часто идут рука об руку нарушения памяти и…

  • … мышления: если человек не обладает высокими умственными способностями, ему трудно запоминать информацию, особенно ярко это видно при слабоумии и олигофрении, когда диагностируются явные проблемы с памятью;
  • … внимания: неустойчивая, замедленная или недостаточная концентрация приводит к тому, что информация не запоминается.

Нужно иметь в виду, что каждое отдельное расстройство характеризуется специфической клинической картиной.

Причины

Факторы, провоцирующие расстройство памяти, подразделяются на органические и функциональные.

К органическим относят поражения структур головного мозга вследствие травм, опухолями, доброкачественными кистами, интоксикация алкоголем, токсическое воздействие при употреблении наркотических средств, заболевания сосудов (инсульты, гипертония, атеросклероз), менингоэнцефалиты, недоразвитие долей мозга, неблагоприятная экология, болезнь Альцгеймера и др.

Функциональные причины расстройств памяти напрямую связаны с психологическими и психическими нарушениями, к примеру длительное переутомление, депрессия или депрессивный синдром, эмоциональное перенапряжение, психологическая травма и др.

Причины расстройства памяти

Почему наблюдаются расстройства памяти? На это есть множество причин как психологического, так и патологического характера, травматическое воздействие на человека. Нарушение памяти – психологические причины:

  • психоэмоциональное перенапряжение;
  • депрессия;
  • переутомление в следствие умственной или тяжелой физической работы;
  • произошедшая когда-то психотравма, вызвавшая защитную реакцию – вытеснение;

Расстройства функций памяти – причины органического характера:

  • астенический синдром;
  • длительное токсическое воздействие на мозг алкоголя, наркотических веществ;
  • неблагоприятная экология;
  • различные нарушения кровообращения (инсульт, атеросклероз, гипертензия);
  • онкология мозга;
  • вирусные инфекции;
  • болезнь Альцгеймера;
  • врожденные психические недуги и генетические мутации.

Внешние воздействия:

  • черепно-мозговые травмы;
  • тяжелые роды с наложением щипцов на головку ребенка.

Диагностика

Первичным методом диагностики является сбор анамнеза. Доктор производит оценку когнитивных функций, уточняет наличие травм или нейроинфекций и наличие сопутствующих органических заболеваний.

При необходимости назначают инструментальные методы исследования — МРТ головного мозга, УЗИ сонных артерий, биопсия спинномозговой жидкости, ЭЭГ, консультация офтальмолога (для оценки состояния глазного дна).

Параллельно производится оценка основных видов памяти:

  1. Механическая. Оценивается способность пациента к запоминанию и воспроизведению информации.
  2. Смысловая. Больному предлагают расшифровать смысл известной поговорки или пересказать отрывок из книги или статьи.
  3. Опосредованная. При нарушениях опосредованной памяти пациенту необходимо запомнить материал используя промежуточный символ.
  4. Образная. Показывают картинки и пациента просят назвать предмет, который изображен.

Диагностика нарушений памяти

Основные нарушения памяти должен диагностировать врач, чтобы не пропустить серьезное сопутствующее заболевание (опухоли, деменция, СД). Стандартная диагностика включает в себя комплексное обследование:

  • анализы крови (общий, биохимия, гормоны);
  • магнитно-резонансная томография (МРТ);
  • компьютерная томография (КТ);
  • позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ).

Психодиагностика нарушений памяти основана на методах А.Р. Лурия:

  1. Заучивание 10 слов. Диагностика механической памяти. Психолог или психиатр медленно по порядку называет 10 слов и просят больного повторить в любом порядке. Процедура повторяется 5 раз, и при повторении врач отмечает сколько из 10 слов были правильно названы. В норме, после 3-го повторения все слова запоминаются. Через час больного просят повторить 10 слов (в норме 8 – 10 слов должны быть воспроизведены).
  2. Ассоциативный ряд «слова+картинки». Нарушения логической памяти. Терапевт называет слова и просит больного подобрать к каждому слову картинку, например: корова – молоко, дерево-лес. Через час, больному предъявляются картинки с просьбой назвать слова соответствующие изображению. Оценивается количество слов и сложность-примитивноть в составлении ассоциативного ряда.

Способы лечения: препараты, психологическая коррекция и другие

Метод терапии выбирается индивидуально для каждого пациента. Во внимание учитываются все имеющиеся патологии в организме.

Первоочередно оказывают воздействие на причину возникновения нарушений памяти. К примеру, новообразование удаляют, контролируют лечение гипертонии, исключают прием алкоголя или наркотиков.

Лекарственная терапия основывается на приеме препаратов, улучшающих мозговое кровообращение (глицин, ноофен), статины назначают при лечении атеросклеротической болезни (аторвастатин, розувастатин). При гипертонии используют бета-блокаторы (метопролол, бисопролол). Нейролептики (галоперидол, хлорпромазин) назначаются пациентам с установленным психиатрическим диагнозом (шизофрения, бредовые расстройства).

Психокоррекция проводится с целью восстановления или тренировки памяти. Подобные занятия проводятся индивидуально с применением техник облегченного запоминания (метод Цицерона или Айвазовского). Лечение отдыхом эффективно при физических перегрузках и эмоциональных перенапряжениях.

Коррекция нарушений памяти

Нарушения и расстройства памяти человека во многих случаях при своевременном обращении поддаются медикаментозной коррекции и лечению. Способы коррекции зависят от вида нарушений памяти, при особо тяжелых на излечение не следует надеяться, лишь на облегчение сопутствующей симптоматики. Основная схема лечения строится на следующей терапии:

  • купирование острого состояния (при психозах, травмах);
  • витаминотерапия;
  • психотропные средства (транквилизаторы элениум, диазепам);
  • восстановление мозгового кровообращения (Ноотропил, Винпоцетин, Пирацетам, Гингко Билоба).

В дополнение к лечению назначаются:

  • сбалансированное питание;
  • фитотерапия (шалфей, имбирь, настой из пустырника или валерианы лекарственной);
  • когнитивное развитие памяти помогает держать ее в тонусе до самого преклонного возраста (новое хобби, разгадывание кроссвордов, изучение иностранных языков).

Профилактика

Поддержание здорового образа жизни помогает избежать нарушений памяти. Триада здоровья (активный образ жизни, отказ от вредных привычек и рациональное распределение времени по принципу работа-отдых) улучшает состояние пациентов.

Чтение книг, заучивание любимых стихов, решение кроссвордов развивает не только интеллект, но и память.

Расстройства памяти лишают человека возможности вести социальный образ жизни. При обнаружении симптомов у себя или у своих близких, следует обратиться за помощью к врачу. Помните, такую болезнь как нарушение памяти лучше предотвратить, чем лечить. Берегите себя!

Причины, вызывающие нарушение

Физиологические:

  • астенический синдром;
  • органические заболевания ЦНС, дегенеративные процессы в ней, болезни Альцгеймера, Паркинсона, хорея Гентингтона;
  • психические патологии: слабоумие, шизофрения, эпилепсия;
  • умственная отсталость;
  • алкоголизм, наркомания;
  • поражение мозговых структур, черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения, атеросклероз, инсульт, гипертония;
  • токсическое поражение печени;
  • гиповитаминоз.

Психоэмоциональные причины:

  • психоэмоциональная нагрузка;
  • повышенная тревожность;
  • переутомление;
  • нервозность, раздражительность, постоянные перепады настроения;
  • регулярные стрессовые ситуации;
  • депрессивные состояния;
  • травмирующие психику факторы;
  • регулярные взрывы отрицательных эмоций.

Неправильный образ жизни:

  • несбалансированное питание;
  • недостаточный сон;
  • неправильное распределение времени между трудом и отдыхом;
  • отсутствие режима дня.

Научно доказано. Немецкие нейробиологи из Рурского университета (Германия) выяснили, что депрессия деформирует память и вызывает её стойкие нарушения.

Клиническая картина

Память – это познавательный процесс, связанный с сохранением, запоминанием и воспроизведением прошлого опыта человека.

Существует несколько видов памяти: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая, непроизвольная, смысловая. По продолжительности хранения информации выделяют кратковременную, долговременную и оперативную память.

К процессам относят: запоминание, запечатление, воспроизведение, узнавание, припоминание, сохранение. Совместная деятельность этих основных составляющих гарантирует ее успешное развитие. Если начинает страдать какой-то отдельный вид или процесс, это влечет за собой ряд других нарушений. Среди процессов также прослеживается такой, как забывание.

Оно характеризуется постепенным уменьшением возможности припомнить материал. К подобному нарушению относят гопомнезию. Гипомнезия бывает общей и частичной. Кроме того она может встречаться как временное явление при депрессивных состояниях и как стойкая и даже прогрессирующая патология.

Причин возникновения гипомнезии немало.

  1. Основной причиной являются травмы головного мозга. Повреждение любого его отдела влечет нарушения. Например, повреждение височной коры влечет за собой нарушение в процессе запечатления и хранения образной информации.
  2. Опухоли мозга.
  3. Сосудистые заболевания мозга, например атеросклероз. Нарушение может наблюдаться и после инсульта.
  4. Вредные привычки, такие как алкоголь и курение, нарушают проводимость кислорода и питательных веществ к головному мозгу. Возникает отравление организма.
  5. Снижение интеллекта приобретенного характера – деменция – обычно возникает в старческом возрасте, может сопровождаться гипомнезией.
  6. Олигофрения. При любой степени умственной недостаточности наблюдается нарушение памяти в сторону гипомнезии.
    Память этих людей малоактивна и малопродуктивна.
  7. Эпилепсия.
  8. Гипертоническое заболевание.
  9. Вегето-сосудистая дистония.
  10. Некоторые лекарственные препараты могут привести к частичной амнезии.
  11. Принятие психотропных веществ ведет к тому, что человек отрывочно вспоминает события жизни.
  12. Нахождения человека в длительном стрессе провоцирует гипомнезию. Сюда же можно отнести депрессию или тревожные расстройства.
  13. Любые соматические заболевания могут на время ухудшить память.
  14. Переутомление и нехватка витаминов.
  15. Психические заболевания. Особенностью в данном случае является то, что человек сначала забывает события, которые прошли недавно. Затем забывает события, которые были давно.

Признаки развития нарушений памяти

Могут появляться в одночасье, а могут развиваться практически незаметно. То, как прогрессирует заболевание, важно для диагностики.

Симптомы располагают по нескольким категориям. Оценивают и то, насколько сильно пострадала память, и то, какие ее компоненты затронуты.

По количеству выделяют такие симптомы:

  • Амнезия. Так называется полное забывание событий какого-либо временного периода. Этот же термин применяется для обозначения полной потери воспоминаний.
  • Гипермнезия. Это обратный процесс — пациенты отмечают феноменальное усиление памяти, запоминают все мелочи, могут воспроизвести большой объем информации.
  • Гипомнезия. Это частичная потеря воспоминаний или частичное снижение памяти.

Есть симптомы, связанные с поражением различных компонентов памяти:

  • Невозможность запомнить события, происходящие в настоящий момент времени.
  • Затруднения с воспроизведением событий из прошлого, затруднения с воспроизведением запомненной ранее информации.

Интересно, что при нарушениях памяти довольно часто удалению подвергаются какие-то конкретные объекты воспоминаний:

  • Память о травмирующих событиях, негативные ситуации и события.
  • Удаление событий, компрометирующих человека.

Может наблюдаться и забывание, не связанное с конкретными объектами, но при этом фрагментарное. В таком случае из памяти выпадают случайные участки воспоминаний, и не удается найти какую-то систему.

Что касается качественного нарушения воспоминаний, то симптоматика может быть следующей:

  • Замещение собственных воспоминаний чужими или собственными, но из другого периода времени.
  • Замещение собственных воспоминаний вымышленными, никогда не существовавшими в реальности и объективно невозможными.
  • Замещение собственных воспоминаний ситуациями и фактами, почерпнутыми из СМИ, где-либо услышанными — то есть реальными, но не принадлежащими конкретным людям или пациенту.

Еще одно необычное нарушение связано с восприятием реального времени как чего-то такого, что происходило в прошлом. Так как бывает чрезвычайно важно разобраться, какие именно нарушения есть у пациента, ему приходится долгое время работать с психиатром даже при отсутствии психического заболевания — это необходимо для объективного распознавания симптоматики и постановки верного диагноза.

Нарушение памяти у детей

У детей постановка диагноза затруднена еще сильнее. Это связано с тем, что нарушения памяти могут проявляться вследствие врожденных заболеваний или могут быть приобретены уже в течение жизни. У детей выделяют две основные формы потери памяти — это гипомнезия (проблемы с запоминанием и последующим воспроизведением информации) и амнезия (полная потеря какого-либо участка памяти). Кроме заболеваний сферы интеллекта, к нарушению памяти у детей могут привести психические заболевания, отравления, а также коматозные состояния.

Чаще всего у детей диагностируют нарушение памяти на фоне астении или неблагоприятного психологического климата. Признаками патологии в данном случае выступают отсутствие усидчивости, проблемы с фиксацией внимания, изменения поведения.

Как правило, дети с нарушениями памяти плохо справляются со школьной программой. У них достаточно часто затруднена социальная адаптация.

Проблемы с памятью в детском возрасте могут быть связаны с нарушениями зрения — ведь большую часть информации человек получает с помощью зрения, а визуальное восприятие очень развито именно в детском возрасте. В таком случае у ребенка появляются следующие симптомы: снижение объема памяти, низкая скорость запоминания, быстрое забывание. Так происходит из-за того, что образы, полученные незрительным путем, практически не окрашены эмоционально. Поэтому такой ребенок будет показывать более низкие результаты по сравнению со зрячим. Адаптация заключается в упоре на развитие словесно-логического компонента, увеличение объема кратковременной памяти, развития двигательных навыков.

Классификация

Виды нарушения памяти можно поделить на несколько составляющих:

  • Амнезия. Память при данной форме представлена в виде полного выпадения какого-либо жизненного эпизода, неспособности выполнять тот или иной род деятельности, потери навыков, которые имели место быть на момент травмирующего события. Человек может не знать кто он, где живет иили не помнить, что с ним произошло. Амнезия делится на ретроградную и антероградную. При ретроградной форме больной не в состоянии вспомнить, что было до приступа амнезии. При антероградной – после;
  • Гипомнезия — снижение запоминательной и воспроизводительной функции, может страдать как кратковременная, так и долговременная память;
  • Анэкфория является частым спутником гипомнезии, хоть и выделяется как отдельный вид нарушения памяти. Представляет собой неспособность воспроизведения информации без других лиц, когда это необходимо. Другими словами «крутится на языке» именно про людей с таким заболеванием. Анэкфория — не всегда патология, иногда идет как следствие физической иили умственной усталости;
  • Гипермнезия — обострение памяти, может быть физиологическим (например, у студентов во время сессии) и патологическим (алкогольное и наркотическое опьянение, биполярное расстройство, шизофрения);
  • Парамнезии – ложные воспоминания, характеризующиеся восприятием человека ранее не виденных предметов как знакомых.

Особенности течения

Психологические

Нарушение кратковременной памяти (КВП)

Кратковременной в психологии называют память, которая обладает незначительным объёмом и способна удерживать образы в течение короткого времени — не более 3-ёх дней. После этого информация подлежит обработке и переходит во владение долговременной памяти. Играет важную роль в запоминании. При её нарушении события настоящего плохо фиксируются. Страдающий не может выучить четверостишие или запомнить распорядок собственного дня. Основные причины — неразвитый интеллект, стрессовые ситуации, переутомление, депрессивное состояние, интоксикация организма (алкогольная, например).

Нарушения опосредованной памяти

Для улучшения памяти специалисты часто рекомендуют тренировать её опосредованную форму. Например, для запоминания определённого события воспроизводится какой-нибудь «якорёк» — запах, образ, кодовое слово, вкус и т. д. Такой методикой можно пользоваться при изучении иностранного языка (ассоциировать заучиваемые слова с русскими). При некоторых психических патологиях опосредованная память оказывается нарушенной, и больной не может воспроизвести промежуточное звено, которое помогло бы ему вспомнить всё остальное. Чаще всего это наблюдается при шизофрении и ригидности эмоциональных установок.

Нарушение мотивационного компонента памяти

Считается, что незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые. Это связано с мотивационным компонентом памяти. Если человек знает, что он закончил какое-то дело, он больше не видит смысла к нему возвращаться. Если же задача осталась нерешённой, она постоянно будет всплывать в мыслях и требовать доработки до конца. Если эта составляющая нарушена, больной никогда не доводит возложенные на него дела до логического завершения, потому что просто забывает о них. Это приводит к социальной дезадаптации, так как окружающие начинают считать его безответственным и несерьёзным.

Псевдоамнезии

Некоторые специалисты псевдоамнезии относят к нарушениям памяти, а другие считают их психическим расстройством мнестической деятельности. Причина — обширное поражение лобных долей головного мозга. Непроизвольная память работает, тогда как произвольная оказывается нефункциональной.

Пример. Страдающему псевдоамнезией дают задание — запомнить на слух как можно больше слов. Из десятка произнесённых он сможет воспроизвести не более 3. Однако, если дать ему картинки, на которых изображено то, что только что проговаривалось, он узнает гораздо большее количество, чем воспроизвёл ранее.

Возрастные

У детей

Мнемонические расстройства у ребёнка чаще всего могут быть обусловлены двумя факторами: серьёзными соматическими заболеваниями (после травмы, при олигофрении или шизофрении) или расстройствами в мышлении и внимании. Иногда причиной становится педагогическая запущенность, если его не развивали в соответствии с возрастом. Обычно нарушения выявляются уже у младших школьников: на фоне одноклассников такие дети не могут воспроизвести стихотворения наизусть, не умеют пересказывать, не способны сконцентрироваться на уроке, имеют низкий интеллект.

Успешность коррекции напрямую зависит от причин. Например, психотравмирующие факторы снимаются с помощью психотерапевтов, соматические — посредством терапевтического лечения, педагогические — развивающими программами.

В подростковом и среднем возрасте

Нарушение работы памяти в этот период возникают, как правило, вследствие приобретённых заболеваний и травм. Причём с возрастом они могут носить всё более непостоянный характер. То есть во время затяжных депрессий и чрезмерных нагрузок они обостряются (страдает прежде всего кратковременная память), а после восстановления всё приходит в норму.

В пожилом возрасте

С течением времени нервная система и головной мозг подвергаются естественным процессам старения. Они постепенно атрофируются, количество нейронов уменьшается, связи между ними слабеют. Это становится основной причиной мнемонических расстройств пожилого возраста. Однако, если вести здоровый образ жизни и по возможности избегать психотравмирующих факторов, этот момент можно отсрочить.

Факт. Основные нарушения приходятся на возраст после рубежа 50 лет.

Патологические

При ряде заболеваний диагностируются наиболее стойкие и частые нарушения:

  • при шизофрении развиваются такие виды расстройств, как гипермнезия, анэкфория, псевдореминисценции, фиксационная и прогрессирующая амнезии;
  • при эпилепсии и после инсульта — антероретроградная;
  • при ЧМТ — ретроградная и антероретроградная.

Специалисты также отмечают и другие болезни, связанные с нарушением памяти.

Количественные расстройства могут быть связаны со следующими патологиями и состояниями:

  • олигофрения, маниакальный синдром, наркомания — гипермнезия;
  • невротические расстройства, большой наркоманический, психоорганический, паралитический синдромы — гипомнезия;
  • гипоксия — ретроградная потеря памяти;
  • Корсаковский неалкогольный психоз, аментивный синдром — антероградная;
  • оглушение, сопор, кома, делирий, онейроидный синдром — конградная;
  • кома, аментивный синдром, токсические поражения головного мозга, инсульт — антероретроградная;
  • Корсаковский неалкогольный психоз, слабоумие, паралитический синдром — фиксационная;
  • синдром хронической усталости, психоорганический синдром, лакунарное слабоумие — анэкфория;
  • слабоумие, сенильная деменция, болезни Пика и Альцгеймера — прогрессирующая;
  • психогенные расстройства — аффектогенная;
  • истерический, психопатический синдром — истерическая;
  • алкоголизм — палимпсесты.

Качественные нарушения чаще всего связаны с такими заболеваниями, как:

  • Корсаковский неалкогольный психоз, слабоумие — псевдореминисценции;
  • Корсаковский неалкогольный психоз — конфабулез;
  • психоорганический и параноидный синдромы — криптомнезии;
  • психоорганический синдром — эхомнезии;
  • деперсонализационные и дереализационные расстройства личности — феномены уже виденного и слышанного.

Лечение

Терапия гипомнезии направлена на первопричину возникновения заболевания. Если эпизоды ослабления памяти единичны, и Вы отмечаете связь с каким-либо травмирующим или другим стрессовым фактором, то это может быть, своего рода, «защитным механизмом». Не зря жертвы насилия забывают, что-то плохо помнят или теряют память частично. Психологический блок может пройти самостоятельно или после проведенной с таким человеком беседой у врача-психотерапевта иили психолога. В других случаях лечение представляет собой целый комплекс лекарственных препаратов в зависимости от этиологического фактора. При заболеваниях психики с апатией – антидепрессанты, с маниакальным синдромом – нормотимики, с шизофренией – нейролептики, транквилизаторы. При астено-невротическом статусе применяют седативные или легкие противотревожные лекарства, витамины группы B. Атеросклеротические изменения сосудов лечатся гиполипидемическими препаратами в купе с ангиопротекторами и хирургическим вмешательством по необходимости. Психозы и, как следствие, гипомнезия при алкогольном и наркотическом опьянении проходят после проведения грамотной дезинтоксикационной терапии и терапии сорбентами. Онкологические заболевания – лучевая, радионуклидная, химиотерапия, хирургическое вмешательство.

Выявление причины

Для выявления причины провалов в памяти человеку необходимо провести комплексное обследование, так как гипомнезия может быть вызвана как невротическим состоянием, так и куда более серьезными заболеваниями. Для начала нужно собрать тщательный анамнез, уточнить у пациента наличие вредных привычек, травмы в прошлом, наследственность, хроническую сопутствующую патологию. Обязательно проводится МРТ, УЗДГ, ЭЭГ, если никаких изменений не обнаруживается, то можно провести КТ головного мозга. МРТ не всегда показывает заболевания костной ткани, поэтому КТ является дополнительным методом обследования. Если же анамнез, полученные данные не дают положительного результата на органическое поражение, то тогда стоит исключить психическую составляющую. Зачастую провалы в памяти могут быть следствием шизофрении, психозов различного генеза. Поэтому работу с такими пациентами должен проводить и врач-психиатр.

Вопрос-ответ

Какие виды расстройства памяти бывают?

Гипомнезия – ослабление всех компонентов памяти. При этом человек утрачивает способность запоминать всю новую информацию. Гипермнезия – усиление компонентов памяти, в результате которого человек запоминает намного больше информации, чем нужно. Амнезия – полное стирание той или иной информации.

Каковы причины нарушения памяти?

Поражения мозга при травмах, инсультах, опухолях, Дисфункция головного мозга при тяжелых сопутствующих заболеваниях других органов и систем, Стрессы, Эпилепсия, шизофрения и другие психические заболевания, Алкоголизм и наркомания,

Каковы причины потери памяти?

Причины потери памяти Нарушения возникают ввиду поражения лобных долей, а также медиобазальных областей височной доли головного мозга. Полная или частичная потеря памяти может стать результатом: удара головы после ДТП или падения, острых и хронических расстройств мозгового кровообращения.

При каких психических заболеваниях теряется память?

В первую очередь провалы в памяти могут возникать при старческой, или сенильной, деменции. При деменции возникает диффузное поражение коры мозга (например, при болезни Альцгеймера) или подкорковых структур мозга (болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона, рассеянный склероз, энцефалопатия).

Советы

СОВЕТ №1

Обратите внимание на свой образ жизни. Регулярные физические упражнения, сбалансированное питание и достаточное количество сна могут значительно улучшить функции памяти. Убедитесь, что ваш рацион богат антиоксидантами, омега-3 жирными кислотами и витаминами группы B.

СОВЕТ №2

Практикуйте умственные тренировки. Занимайтесь кроссвордами, судоку или играйте в настольные игры, которые требуют стратегического мышления. Это поможет поддерживать ваш мозг в тонусе и улучшить память.

СОВЕТ №3

Не игнорируйте стресс. Хронический стресс может негативно влиять на память. Рассмотрите возможность практики медитации, йоги или других методов релаксации, чтобы снизить уровень стресса и улучшить когнитивные функции.

СОВЕТ №4

Регулярно проверяйте свое здоровье. Некоторые медицинские состояния, такие как диабет или гипертония, могут влиять на память. Регулярные медицинские осмотры помогут выявить и контролировать эти проблемы на ранних стадиях.

Ссылка на основную публикацию
Похожее