Причины и различия асиметрий головного мозга, их влияние на жизнь человека

В основе условного разделения людей на технарей и гуманитариев лежат особенности развития мозга индивидуума. Открытие межполушарной асимметрии мозга дает ответ на вопросы: почему один человек с легкостью решает задачи, а другой создает шедевры в искусстве.

Вопросы функционирования и взаимодействия полушарий мозга до конца не изучены, но уже сейчас теории межполушарной асимметрии позволяют объяснить некоторые особенности восприятия информации, обучения детей или реабилитации людей с поражением участков мозга.

Асимметрия функций мозга

Латерализация мозговых функций – это термин, также известный как функциональная асимметрия полушарий головного мозга. Мозговая кора разделена бороздкой (лат.: fissura longtitudeis cerebri). Она делит кору на два полушария, одновременно пресекаясь мозолистым телом, соединяющим полушария.

Между гемисферами существуют многочисленные межполушарные анатомические различия. Например, боковая борозда длиннее в левом полушарии, что приводит к разным размерам височной плоскости (planum temporale), являющейся частью височной доли. Исследования показывают, что причиной может быть не разница в размерах между полушариями, но расщепление коры. Большие отличия имеют также полусферические внутренние поверхности костей черепа – правая лобная доля расширяется вперед, левая затылочная доля выходит за пределы правой затылочной доли назад.

Очки

Кроме анатомических различий, полушария отличаются структурно и нейрохимически. Но современные исследования в основном касаются функциональной асимметрии полушарий.

Функциональная асимметрия головного мозга – это специализация полушария на конкретной функции или части функции. Например, память латерализована таким образом, что левое полушарие отвечает за вербальную память, а правое – за невербальную.

Интерпретация латеральности полушарий широкой публикой в ​​основном включает в себя представление правого полушария, как ответственного за креативность, духовность, авантюризм, богатое воображение и т.д. Левое полушарие считается рациональным, знаковым, логическим, научным.

Эти интерпретации, как минимум, необоснованные и упрощенные. Сегодня они потеряли актуальность, приняли форму мифов, пользующихся популярностью. Одна из возможных причин этих мифов (в дополнение заинтересованности человека в классификации мира на бинарные отношения) – это тот факт, что латерализация речи в левом полушарии облегчает его исследование. Но правое полушарие в этом отношении не уступает; оно скорее «молчит» и долго не проявляется. Поэтому невозможно говорить об однозначно доминирующем и пассивном полушарии. Доминирование проявляется в разных функциях в каждой гемисфере.

Врачи отмечают, что асимметрии головного мозга могут возникать по различным причинам, включая генетические факторы, травмы и нейродегенеративные заболевания. Эти различия могут оказывать значительное влияние на когнитивные функции, эмоциональное состояние и поведение человека. Например, асимметрия в области височной доли может быть связана с особенностями восприятия языка, в то время как изменения в лобной доле могут влиять на принятие решений и социальное взаимодействие.

Специалисты подчеркивают, что не все асимметрии являются патологическими; некоторые из них могут быть нормальными вариациями, которые не влияют на качество жизни. Тем не менее, в случаях выраженной асимметрии, особенно если она сопровождается неврологическими симптомами, требуется внимательное наблюдение и, возможно, лечение. Понимание этих различий помогает врачам лучше адаптировать подходы к диагностике и терапии, что в конечном итоге способствует улучшению жизни пациентов.

профессор Савельев - Про различия людей по устройству мозгапрофессор Савельев – Про различия людей по устройству мозга

Как сформировалась асимметрия головного мозга

Есть разные мнения, вследствие чего сформировалась асимметрия мозга. Врожденное это качество или приобретенное. Праворукость — признак того, что левая часть мозга доминирует — присуща была еще пещерным предкам человека.

Такой вывод ученые делают на основе анализа наскальных рисунков. Считается, что изображения рук древние люди делали методом трафарета, обводя ладонь доминирующей рукой. Так как рисунок левой руки встречается в 90 процентах от всех изображений конечности, делается вывод, что древние «художники» были в массе своей праворукими, а значит, левополушарными.

С другой стороны, многие исследователи говорят, что у новорожденных асимметрии нет, а в первые 3 года жизни у детей преобладает правополушарное доминирование — ведь сначала они общаются эмоциями и невербальными способами. И только с развитием речи начинает преобладать левополушарный тип.

Ряд исследователей считают, что асимметрия присутствует с рождения. Она появилась в результате естественного отбора, передается потомству. Но в силу отсутствия у младенцев мышления данный постулат имеет статус теории.

Единодушное мнение у ученых только в вопросе возникновения асимметрии в следствии развития (онтогенеза).

Замечено, что асимметрия тем больше, чем более развит человек в интеллектуальном плане.

У необразованных примитивных индивидуумов анатомическая и функциональная разница между левым и правым незначительна.

Примечательно! Межполушарная асимметрия — свойство не только человека, но и животных. Диференцированное функционирование и анатомические различия обнаружены у дельфинов, крыс, однообразных.

https://youtube.com/watch?v=3-aoEluGs9o%3Ffeature%3Doembed

Взаимосвязь полушарий мозга

Левое и правое полушария связаны сложной сетью нервных волокон, называемых мозолистым телом. Уже древние египтяне заметили, что левая гемисфера контролирует правую сторону тела, а правая – левую.

Мозолистое тело (Corpus callosum) – это сильная полоса нервных волокон, соединяющих мозговые клетки обоих полушарий.

Асимметрия головного мозга — это естественное явление, которое вызывает много обсуждений среди ученых и психологов. Многие исследования показывают, что левая и правая полушария мозга выполняют разные функции: левое отвечает за аналитическое мышление и логику, а правое — за креативность и эмоциональное восприятие. Эти различия могут влиять на личность и поведение человека. Например, люди с выраженной активностью правого полушария часто проявляют творческие способности, в то время как те, кто более склонен к левополушарному мышлению, могут быть успешнее в точных науках. Однако асимметрия не всегда определяет успех или счастье. Многие факторы, включая окружение и личные переживания, также играют важную роль в формировании индивидуальности. Таким образом, понимание асимметрии головного мозга может помочь людям лучше осознать свои сильные и слабые стороны, а также развивать навыки, которые могут улучшить качество их жизни.

Боитесь инсульта? Бойтесь АНЕВРИЗМЫ. ☠ Причины аневризмы.Боитесь инсульта? Бойтесь АНЕВРИЗМЫ. ☠ Причины аневризмы.

Левши и правши

Мозг анатомически и функционально несимметричен (как гистологически, так и химически). Боковая асимметрия полушария проявляется уже на ранних стадиях развития головного мозга (у плода и новорожденного ребенка).

Доминирование правой или левой руки считается континуумом, а не четко разделенным свойством. Это предпочтение определяется некоторыми стандартными тестами (напр., Edinburgh handedness inventory).

Другой фактор праворукости и леворукости – боковая борозда (отделяющая лобную и височную долю). У правшей она длиннее, чем у левшей.

Речь и ее отношение к доминирующей руке

Латерализация речи в одном (чаще всего левом) полушарии была продемонстрирована при односторонних (затрагивающих только одно полушарие) поражениях головного мозга, описанных в афазии Брока и Верника (опухоль, мозговой инфаркт, мозговая киста и т.д.).

Сегодня для исследования латерализации речи (и других функций) используются методы визуализации, такие как позитронно-эмиссионная томография и функциональная магнитно-резонансная томография. Они позволяют более тонко исследовать отдельные участки коры. Более 90% правшей и только 70% левшей имеют специализацию левого полушария на речь.

Определение места речи в одном из полушарий имеет решающее значение, особенно перед операциями на головном мозге. Для этой цели используется тест Вада. Важная роль левого полушария по отношению к речи проявляется, например, при синдроме расщепленного мозга (split-brain syndrome).

Индивидное предпочтение левой или правой руки можно наблюдать у плода человека уже с 9-10-й недели.

Пространственное визуальное внимание

При описании функции зрительного внимания при повреждении мозга в определенном месте, чаще всего упоминается синдром пренебрежения (neglect syndrome). Его особенность – нарушение объемного восприятия, «пренебрежение» человеком одной стороной пространства. Он не воспринимает одну сторону изображения, не может одеть одну сторону тела и т.д. Характеристика синдрома – неспособность человека обрабатывать стимулы с одной стороны тела или окружающей среды, но причина не заключается в неспособности получения восприятия. Синдром пренебрежения чаще всего обнаруживается на стороне, противоположной поврежденной части мозга. Наиболее распространенный вариант – повреждение правого полушария, следовательно, отсутствие восприятия на левой стороне пространства.

Существуют также ипсилатеральные варианты (встречающиеся на стороне поврежденной части мозга).

В пространственном восприятии участвуют различные области мозга, создающие своеобразную сеть. Эта сеть асимметрична: левое полушарие в значительной степени направлено на правую сторону пространства и в противоположном направлении, в то время как правая гемисфера направляет внимание более равномерно на обе стороны пространства и в обоих направлениях. Поэтому одностороннее пренебрежение наблюдается только в случаях повреждения правого полушария.

Некоторые исследования предполагают, что следует рассматривать асимметрию определенных компонентов пространственного внимания, а не латерализацию в целом. Это обусловлено тем, что, например, правое полушарие отвечает за глобальные аспекты визуального стимула, тогда как левое сосредоточено на его локальных аспектах.

Свободная фокусировка внимания рассматривается как проявление активности левого полушария.

Общие сведения о межполушарной асимметрии головного мозга

Термин «межполушарная асимметрия» применяется как разделение функций мозговых процессов (восприятие, анализ, продуцирование информации) между левой и правой половинами мозга. Исследования говорят и об анатомической разнице в размерах и морфологии половин этого органа.
В 1836 году М. Дакс обнародовал наблюдения над пациентами с частичным поражением в левой области. В частности, у таких больных было нарушение речи (афазия) — симптом, которого не было у людей с повреждением головного мозга в аналогичной (зеркальной) зоне правого части.

Наблюдения позволили сделать вывод о латерации — распределении психических процессов между левым и правым полушариями.

Условно каждая половина «отвечает» за свой спектр мыслительных процессов: левая — за логику, расчет, правая — за образное мышление, интуицию.

Для исследования мозговой латерации применялось:

  1. Наблюдение на больными с поражением участков мозга вследствие травмы, опухоли, паразитарной кисты.
  2. Рассечение мозолистого тела, служащего проводником между частями мозга.
  3. Специфические исследования с измерением электрических импульсов того или иного участка мозга при решении определенной задачи.

Было установлено, что полушарие контролирует сенсорику противоположной части тела: правое — левую сторону, левое — правую. Так, действием правой руки управляет левое, и наоборот.

Данный факт позволяет проводить психологические тесты, позволяющие определять долю участия каждого полушария (доминантность) у конкретного индивидуума. Так, у 90% людей доминантным является левое, так как большинство людей правши. Для более объективной картины применяются тесты:

  1. Сенсорные — предлагается совершить действие, например, развязать узел или сложить руки на груди. Во время исполнения испытуемый увереннее манипулирует правой рукой.
  2. Зрительные — тест определяет ведущий глаз.
  3. Слуховые — испытание для определения восприятия звуков.

Совокупность результатов такого исследования позволяет отнести индивидуума к одной из пяти групп:

  • правши;
  • праворукие;
  • левши;
  • леворукие;
  • амбидекстры.

У последних доминантность — свойство межполушарной симметрии — отсутствует. Такие люди одинаково владеют обеими руками, однако этот феномен встречается редко.

Слуховая функция (дихотическая стимуляция)

Дихотическая стимуляция используется для исследования асимметрии слуховой функции, как у здоровых людей, так и у пациентов с нарушениями головного мозга. Суть метода состоит в прослушивании человеком 2-х разных записей. Одна запись прослушивается одним ухо, вторая – другим, причем, одновременно. Как правило, человек с левосторонней полусферической латерализацией вербальной функции больше реагирует на вопросы, связанные с записью, прослушанной правым ухом. Это свидетельствует о предпочтении правого уха и латерализации речи в левое полушарие.

Но некоторые люди имеют противоположное доминирование, т.е. предпочтение левого уха и латерализацию правого полушария. Предпочтение слуха также проявляется в отношении характера, соответствующего содержанию записи. В случаях, когда вместо словесных сообщений использовались музыкальные стимулы или звуки окружающей среды, было доказано более частое предпочтение левого уха. Это предполагает латерализацию этого типа стимулов в правое полушарие.

Функциональная нагрузка правого полушария

Люди с преобладающим влиянием правого полушария склонны к созерцательности, воспоминаниям и тонкой глубокой чувствительности. Мыслительные процессы правого полушария осуществляются первоначальным механизмом синтеза с последующим анализом. Правое полушарие преобладает при необходимости конкретно-образного мышления и исполнении эмоциональной деятельности.

Правое полушарие обеспечивает:

  • музыкальный слух, эмоциональную окраску речи;
  • целостное восприятие образов;
  • пространственно-интуитивную обработку информации.
  • конкретное мышление, зрительное восприятие и узнавание.

Причины асимметрии

Причины латеральности еще недостаточно обоснованы, поэтому сегодня они подвергаются научным соображениям и гипотезам.

Генетическая обусловленность

Аргументом в пользу наследования леворукости считаются в частности, неудачные попытки переучивания, часто приводящие к психическим и невротическим расстройствам. Согласно текущему исследованию британских ученых в Оксфордском центре исследований генетики человека, за леворукость отвечает ген LRRTM1. Найденная генетическая информация все еще обрабатывается. Но если на леворукость оказывает влияние генетика, механизм будет более сложным.

Теория Гешвида-Галабурда

Теория Гешвида-Галабурда об асимметрии мозга основана как на влиянии генов, так и на внутриутробной среде. В качестве стандартного доминирования полушарий рассматривается праворукость, в то время, как леворукость, с точки зрения физиологии, считается аномальной. Развитие аномального доминирования в полушарии, согласно этой теории, связано с уровнем тестостерона.

Еще одно открытие Гешвида и Галабурда – возможное влияние времен года при рождении. «Боковое несовершенство» чаще обнаруживалось у людей, родившихся зимой. Указывается, что это обусловлено сезонными колебаниями гормонального воздействия на мозг плода.

Теория «мать-ребенок»

Согласно этой теории, среди женщин больше правшей, потому что они держат голову ребенка на левом плече, а правую руку расслабляют. Но это также можно объяснить тем, что ребенка в этом положении успокаивают тоны сердца матери. Это облегчает эмоциональное общение между матерью и ребенком.

Свойства асимметрии мозга

Нейрофизиологи считают, что асимметрия формируется до совершеннолетия. В этот период у человека высокая обучаемость, а в процессе обучения складывается доминирующий тип мышления.

Левое (логический анализ) и правое полушарие (оперирование образами) могут «работать» над одной проблемой, каждое своими «инструментами». Такое взаимодействие сторон дает высокое качество обработки и синтеза данных, что и свойственно человеку с интеллектом, личности с высоким развитием мозга.

Известно, что несмотря на дифференциацию обязанностей между полушариями, при повреждении части мозга функцию поврежденного участка берет на себя оставшиеся здоровые клетки, участки. То есть узкая «специализация» может смениться при необходимости.

Особенно высокая степень реорганизации происходит в молодом возрасте (период 10 – 15 лет).

Таким образом межполушарная асимметрия обладает свойствами:

  1. Доминантности.
  2. Переключаемости.
  3. Пластичности.

Данные свойства используются в нейропедагогике. Развитие образного или логического мышления возможно не только при помощи интеллектуальных задач и упражнений на воображение. Физические занятия с участием мелкой моторики для левой или правой руки заставляют работать (и развиваться) соответствующее полушарие.

В свете новых знаний о латерации современная педагогика не рекомендует переучивать леворуких детей на письмо правой рукой. Правополушарные дети более ранимы, чувствительны, а насильное принуждение писать субдоминантной рукой ухудшает результат обучения — к дискомфорту писать пассивной рукой прибавляется психологический стресс из-за недовольства родителя или учителя.

Лирическое отступление: Иллюстрацией к пластичности и переключаемости асимметрии мозга служат факты биографии некоторых известных ученых (А. Эйнштейн, Н. Бор). Кажется, что у представителей точных наук левополушарное (логическое) мышление должно преобладать. Однако в детстве эти люди были правополушарного типа, о чем говорят их слабые успехи в школе. Однако доминирование правого (способность мыслить и оперировать образами) не помешало им стать великими учеными, развить аналитические способности (левое полушарие).

Нейрофизиологи объясняют это тем, что для интеллектуальной деятельности правополушарные люди используют образы. Правое, в отличие от левого, воспринимает информацию в комплексе, а не поочередно. Такая способность работать параллельно увеличивает скорость психических процессов, в том числе анализ и синтез информации.

После того, как работа выполнена, она передается левому полушарию для кодирования в знаки: слова, цифры, формулы.

Известно, что левшей всего около 5%. Однако в среде великих или знаменитых людей их процент возрастает едва не до половины. Это говорит о том, что асимметрия не дефект, а приобретение человечества в результате эволюции.

Функции левого полушария

Левое полушарие работает с символами и обрабатывает информацию последовательно, анализируя каждый элемент. С его помощью запоминают даты, слова, цифры, имена. Левое полушарие отвечает за:

  • язык;
  • речь;
  • письмо;
  • математический анализ;
  • логические построения;
  • правую половину тела.

Для левой части свойственна индуктивная бработка информации. Несмотря на ответственность за речь, левой стороной мозга человек понимает слова и фразы в буквальном смысле, юмористические ассоциации или образные выражения левому полушарию не понятны.

Функции правого полушария

Правая часть мозга воспринимает невербальную информацию. Образы, метафоры, звуки и жесты воспринимаются целостной картиной. Перечислим зоны ответственности:

  • пространственная ориентацию;
  • восприятие живописи, музыки, любых видов творчества;
  • религиозные или мистические верования;
  • левую половину тела.

Правое полушарие не только воспринимает, но и синтезирует и передает информацию в образах. Такие сигналы в виде неопределенной тревоги или неизвестно откуда пришедшего решения принято называть интуицией. На самом деле это все та же информация, только полученная (обработанная, переданная) с помощью образов.

Различия в асимметрии у мужчин и женщин

С биологической точки зрения мозг взрослых женщин и мужчин различается, например, по количеству нейронов – у мужчин их больше, тогда как у женщин больше разветвленных дендритов, следовательно, взаимосвязей между нейронами. Причиной, вероятно, является влияние половых гормонов.

В некоторых областях мозга женщины имеют больший объем серого вещества.

Различия также возникают в случае вероятности наличия некоторых заболеваний ЦНС, нарушения кровотока в кровеносной системе (напр., обусловленного дисфункцией желудочков и т.д.), реабилитации после травм головного мозга.

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга более выражена у мужчин, что может быть связано с большей успешностью реабилитации женщин после травм (меньшая степень асимметрии может упростить восстановление некоторых функций).

В случае пространственного внимания у мужчин была продемонстрирована более выраженная латерализация правого полушария. Это можно интерпретировать как свидетельство широко распространенного убеждения, что пространственная ориентация мужчины развита лучше, чем у женщин. Более высокая речевая эффективность женщин не была однозначно подтверждена. Но некоторые исследования показывают большую латерализацию этой функции у женщин.

Латерализация

Межполушарная асимметрия формируется с чередованием доминирования правого и левого полушарий, переходом к функциональной специализации от дублирования, то есть имеет нелинейный характер. Это процесс, на который существенное воздействие оказывает среда.

Первой начинает проявляться асимметрия головного мозга по биоэлектрическим показателям: в моторных и сенсорных зонах коры (далее – в префронтальных и теменно-височных).

У новорожденных детей отмечаются некоторые анатомические различия правого и левого полушария – так, сильвиева борозда в левом больше по размеру, чем в правом. У взрослых людей такие различия могут проявляться в большей по масштабу площади речевого центра Вернике.

Данные о том, что асимметрия полушарий головного мозга у новорожденных детей действительно может отражать функциональные различия, были получены при изучении реакций детей первого года жизни на речевые звуки. Амплитуда, зарегистрированная с помощью электроэнцефалографии, в левом полушарии была больше, чем правом. Неречевые звуки, такие как музыка или шум, показывали большую амплитуду в правом полушарии.

В раннем детстве оба полушария одинаково участвуют в осуществлении речевых функций (то есть являются эквипотенциальны друг другу). Развитие речи начинается с овладения правополушарными способами обработки информации (используются квази-слова, звукоизобразительные элементы, которые являются эмоциональным выражением ситуации, а не переносчиком информации). Левополушарное овладение способами информации начинается с процесса фонематического восприятия – способности определять фонему, звуковой состав слова, и к 3 годам у ребенка развивается фонематический слух. Впоследствии ему становятся доступны категории числа, падежа и степени сравнения речи. Осмысление значения также является прерогативой коры левого полушария, а понимание метафоры и переносного значения слова – правого.

Преимущества асимметрии с точки зрения эволюционной теории

В пользу гипотезы о преимуществах асимметрии, как фактора, влияющего на выживаемость, говорит контрольное исследование Л. Роджерса. Он предположил, что это преимущество заключается в способности параллельно выполнять различные задачи в обоих полушариях. В исследовании использовались молодые цыплята – латерализованные (в определенный момент подвергавшиеся свету) были способны распознать опасность, создаваемую хищником, одновременно с первоначальным заданием – клювом зерна. Не латерализованные цыплята не справились с этой задачей.

Функциональная нагрузка левого полушария

Левое полушарие специализируется на механизмах индуктивной интеллектуальной деятельности (первоначален процесс анализа с последующим синтезом информации). Оно является доминантным для абстрактного, символического мышления.

Левое полушарие обуславливает:

  • оперирование логическими и абстрактными понятиями;
  • последовательную мыслительную деятельность;
  • локальное восприятие образов;
  • вербально-символические функции;
  • установление сходства и идентичности.

Интересно! Считается, что у мужчин по сравнению с женщинами большая функциональная нагрузка приходится на зоны, ответственные за моторику, логическое мышление, и меньшая – на участки, обеспечивающие эмоционально-волевые поступки.

https://youtube.com/watch?v=6sMVXokgG-s%3Ffeature%3Doembed

Кинезиологические недостатки

Кинезиологический анализ, в свою очередь, показывает негативный аспект асимметрии. Он заключает в том, что люди используют для деятельности только доминирующую сторону. Это часто приводит к мышечному дисбалансу, напряжению доминирующей конечности (напр., руки и кисти), что подтверждается не только миографией, но и односторонними головными болями, шумом в ушах, другими неврологическими проблемами.

Известны также:

  • жевательный дисбаланс (жевание только на одной стороне);
  • различия в мимических мышцах;
  • локомоция нижних конечностей (перегрузка левой ноги правшами, ношение сумок на правом плече);
  • смещение туловища к недоминантной стороне (функция поддержки при выполнении деятельности доминирующей стороной);
  • прикладывание телефона к голове, использование компьютерной мыши доминирующей рукой;
  • смещение туловища в положении сидя с различной нагрузкой на седалищные кости и т.д.

Решение заключается в осознанном, симметричном движении, более частых расслабляющих паузах, расширении идеомоторного репертуара (йога, тай-чи, упражнения Фельденкрайза, танцы, массаж, индивидуальная физиотерапия и т.д.).

https://youtube.com/watch?v=ruRLABvGFbM%3Ffeature%3Doembed

Свойства мозговой асимметрии

Исходя из этого примера, можно предположить, что другие функции также имеют парциальный характер: доминантность одного из полушарий проявляется при развитии слуха, манипулятивной функции рук (предпочтение правой или левой руки) и т. д. Но так происходит не всегда. Например, зрительное восприятие не требует столь выраженной латерализации коры больших полушарий.

Функциональная асимметрия мозга (ФАМ) способствует лучшей адаптации человека к реальности: поражение одного полушария может быть скомпенсировано за счет другого.

По современным данным, механизмы ФАМ оказывают влияние не только на психические функции, но и работу вегетативной нервной системы: так, раздражение конкретных участков левого полушария вызывают брадикардию и падение кровяного давления, а правого – тахикардию и повышение давления.

Вместе с тем такая активация симпатической и парасимпатической нервной системы в естественных условиях (например, под воздействием стресса) направлена на то, чтобы оптимизировать когнитивные процессы. Например, энергетический метаболизм, необходимый для определенной познавательной деятельности должен поддерживаться на определенном уровне за счет выброса в кровь катехоламинов, повышения артериального давления и частоты сердечных сокращений.

Исходя из вышесказанного, можно выделить три основных свойства, которыми обладает функциональная асимметрия полушарий:

  1. Доминирование одного полушария. Предполагается активация зон одного во время какого-либо типа деятельности. Это устойчивая характеристика – особенно в отношении речевых и моторных функций.
  2. Переключаемость. Подразумевает смену активации полушария при изменениях состояния организма (болезнь, стресс).
  3. Пластичность. Когнитивные способности, обусловленные асимметрией, могут изменяться и закрепляться во время обучения или под воздействием других различных факторов.

Современные представления также позволяют выделить:

  • стационарность – в некоторых сферах деятельности асимметрия коры больших полушарий неизменна на протяжении жизни;
  • динамичность – предполагает, что латерализация может происходить на протяжении долгого времени и измеряться поведенческими, физиологическими и биохимическими методами.

В настоящее время актуальной задачей исследования такого явления, как функциональная асимметрия мозга, является определение стационарных и динамических характеристик, их взаимодействие в норме и условиях дизонтогенеза (нервно-психической патологии).

Нервная деятельность больших полушарий

Еще одной функцией, которую выполняют структуры коры, является осуществление высшей нервной деятельности человека. Она осуществляется с помощью нейронов. Например, ярким проявлением этой особенности является способность человека к обучению и получению информации из разных источников.

Конечный отдел ЦНС играет большую роль в приспособлении организма к окружающей среде – именно в нем посредством образования многочисленных синоптических нервных связей формируются условные ответные реакции организма в ответ на внешние изменения.

Эти рефлексы, приобретаемые в течение жизни человека, строятся на базе безусловных рефлексов под воздействием определенных факторов. Условные рефлексы у человека могут сформироваться как на своем, так и чужом опыте, например в процессе обучения и усвоения стороннего материала. Ярким примером этому служит обучение в школе, где ученики получают необходимые знания из учебников.

В глобальном смысле функции высшей нервной деятельности принято отличать от работы всей нервной системы, так как она отвечает за слаженную работу различных частей тела между собой. Функционирование высшей нервной деятельности ЦНС связывают с нейрофизиологическими процессами, которые происходят в коре и ближайших к ней подкорковых структурах.

О социальной и генетической значимости в формировании индивидуального профиля асимметрии

Исследования некоторых физиологических особенностей, а также некоторых свойств высшей нервной деятельности, проводимые на кафедре анатомии, физиологии и валеологии МПГУ, показали, что индивидуальный профиль асимметрии у школьников всех возрастных групп и студентов формируется в процессе постнатального онтогенеза. В группе

Особенности высших психических функций у людей с доминированием правого или левого полушария

правшей полные правши составляют 22,2%, доминирующие правши — 50%, правши с наличием левосторонних доминант — 8%, правши в двигательной системе и левши в сенсорной системе — 8%, и частичные амбидекстры — 12%.

В группе левшей полные левши составляют 6%, доминирующие — 27%, левши с наличием правосторонних доминант — 40%, левшество в двигательной системе и правшество в сенсорной системе — 12%, частичные амбидекстры — 12%. В целом, у старших школьников, по сравнению с младшими, увеличивается количество полных правшей, а также лиц с правосторонним доминированием. Так, если в возрасте 8-10 лет полные правши составляют 4%, а доминирующие — 12,5%, то с 11 до 18 лет они составляют 11% всех испытуемых, а доминирующие — 33,3%.

У детей с более высоким уровнем преобладания правой руки более высокий показатель моторной пластичности, т. е. скорость движений, гибкость при переключении одних форм двигательной деятельности на другие. Правши отличаются также более высокими показателями скорости переработки зрительной информации, более высоким значением общей активности в моторной и коммуникативной сферах. Левши имеют более высокие показатели концентрации внимания и объема зрительной информации, более высокие значения общей эмоциональности с преобладанием отрицательных эмоций.

У старших школьников, по сравнению с младшими, возрастает количество сочетаний правой ведущей руки с правым ведущим глазом (у школьников в 8-10 лет оно составляет 11 %, у школьников старше 11-31%). Преобладание правостороннего доминирования в старшем возрасте выражено как в моторной, так и в сенсорной системах (рука — нога, рука — ухо, нога — ухо, нога — глаз), однако, в наибольшей мере оно выражено в системе рука — глаз. Это указывает на особую социальную значимость данной системы и значение условий социальной среды в ее развитии.

Вместе с тем, некоторые факторы указывают на достаточно раннюю закладку морфофункциональной системы рука — глаз у эмбрионов человека. В отличие от животных, это проявляется в особом положении закладки будущей кисти руки — четко напротив закладки глазного бокала (рис. VIII. 1).

Рис. VIII. 1. Тотальный сагиттальный срез эмбриона человека, вероятный возраст 6-7 недель(окраска по Нисслю; увеличение 42,5:1). Срез проходит на уровне proeencephalon (Pr), metencephalon (Mt), надбровной дуги, лобной пазухи верхнего и нижнего век глаза (О), продольного разреза формирующейся руки (mn), а также на уровне целого пучка задних черепно-мозговых нервов (VII. VIII, IX. X).

Отсюда можно сделать заключение о значительном влиянии и генетического фактора на развитие системы рука — глаз. Таким образом, подтверждается представление об особых онтофилогенетических соотношениях человека в связи с его биосоциальной сущностью. По-видимому, некоторые высшие психические свойства (способность к совершенствованию, стремление приобщения к социальному прогрессу и др.) могут передаваться не только по законам социальной наследственности, но и через генетическую программу.

Индивидуальный профиль асимметрии формируется, в значительной мере, в процессе индивидуального развития, на основе пластичности мозга. Генетически запрограммированное правостороннее доминирование реализуется под действием социальных факторов — обучения, традиций, воспитания, действующих в направлении преимущественного использования правой руки. Усиление правосторонних доминант указывает на особую пластичность именно левого полушария. Не случайно в нем в непосредственном соседстве находятся центры движения руки, а также рече- и глазодвигательные центры. Многочисленные варианты индивидуального профиля асимметрии отражают функциональное многообразие психических свойств человеческих популяций.

О левосторонней асимметрии

«Левши» составляют значительный процент населения многих стран. По данным за 1988 г., 25 млн американцев являются левшами. В Бразилии они составляют 10% всего населения. Сейчас отмечается тенденция к увеличению числа левшей в человеческой популяции. В связи с этим все чаще возникают инициативы по созданию субкультуры для левшей, которая бы облегчала их жизнь в «правом» мире.

Как показывает анализ специальной литературы, существует три точки зрения при оценке психофизических особенностей леворуких и праворуких индивидов. Согласно одной из них, левши отличаются более низкими показателями психического развития. Слово «правый» имеет англосаксонский источник, означающий «правильный», «честный»,- «прямой»; слово «левый» — злой, «нечестный», «лживый».

Отмечаются отрицательные качества у левшей: более низкий уровень интеллекта, неуверенность, меньшая способность к обучению, большая склонность к наркотикам и преступлениям.

Согласно второй точке зрения, левши не отличаются от правшей по основным показателям высших психических функций. Исследования, проведенные на больших выборках, показали отсутствие каких-либо достоверных отличий у леворуких и праворуких школьников по успеваемости. Однако аргументы подвергаются сомнению на том основании, что они проводились в обычных условиях, а специфика левшей, по другим данным, проявляется, главным образом, в необычных ситуациях, например, в стрессовых.

Есть и третья точка зрения: левши имеют более высокие показатели психического развития, чем правши. Например, в Японии левши пользуются особым уважением как более искусные мастера. Всем известен левша из одноименного рассказа Лескова, «подковавший блоху». Левши лучше решают числовые задачи; известны их особые достижения в спорте: это лучшие боксеры, фехтовальщики и др. В пользу третьей точки зрения говорит тот факт, что левшами были многие талантливые и гениальные люди: Микельанджело, Леонардо да Винчи, Жанна д’Арк, Чарли Чаплин, Максвелл, К. Бах, И.П. Павлов, Льюис Кэррол и многие другие выдающиеся личности.

Каковы же особенности психических свойств левшей? Каковы особенности строения их мозга? Как развивались эти особенности в процессе эволюции и как они развиваются в процессе онтогенеза у человека? Какова роль наследственности и среды в формировании межполушарной асимметрии? Эти вопросы будут рассмотрены в последующих разделах.

О роли наследственности и среды в формировании межполушарной асимметрии мозга

В формировании морфофункциональной межполушарной асимметрии мозга играют роль три основных фактора: наследственность, среда (здесь — система воспитания) и патология. Отмечается связь с экологией. Так, среди населения Севера — эскимосов, чукчей, коряков и др. — чаще встречается правополушарный фенотип (чаще встречаются леворукие люди). Вероятно, это связано с их максимальной адаптированностью к условиям жизни. Давление культурных традиций, направленное на преимущественное использование правой руки, у них слабее, чем в средней полосе России. Возможно, это связано с меньшей приобщенностью к научно-техническому прогрессу и большей их близостью к природе.

Замечена параллель между степенью давления социальной среды в направлении доминирования правой руки и процентом леворуких людей в популяции. Так, в Китае процент леворуких сравнительно невелик (3,5%). Давление среды сравнительно сильнее в США, леворукие составляют 11,5%. Давление среды ослаблено.

Из многих генетических гипотез о наследовании левшества и правшества наибольший интерес представляет гипотеза Аннет. Большинство людей имеет ген правшества («фактор правостороннего сдвига» — rs+). Если человек имеет этот ген, то он предрасположен стать правшой с левополушарной локализацией речи. При отсутствии его и наличии рецессивного ал л ел я rs,» человек может стать как правшой, так и левшой, в зависимости от обстоятельств, например, в зависимости от условий эмбрионального развития.

В человеческой популяции, вероятно, существует сбалансированный полиморфизм, связанный с распространением доминантного гена «правого сдвига» и его рецессивного аллеля. Влияние гена сказывается не только в предпочтении одной из рук, но и в других видах асимметрий (нога, ухо, глаз), однако, наиболее объективной внешней оценкой латерализации является оценка ведущей руки.

Ген «правого сдвига» приводит к развитию асимметрии. В раннем онтогенезе он, с одной стороны, тормозит развитие plenum temporale в правом полушарии, а с другой — развитие и левой заднетеменной области. Благодаря этому, левая височная область получает преимущества в процессах фонетической обработки, а правая заднетеменная — в процессах пространственного зрения. Гомозиготы по гену rs+ отличаются особенно сильным «правым сдвигом». У них будет резко выражено доминирование правой руки и ослаблена активность левой, а также несколько заторможена функция правого полушария в отношении оценки пространственных соотношений. В целом, ген rs+ отрицательно сказывается на способностях пространственных оценок.

Гомозиготы по ренцессивному гену rs-, напротив, отличаются заторможенностью центра речи левого полушария и образуют группу риска в плане развития речи, особенно фонологического аспекта.

Наибольшими преимуществами обладают гетерозиготы по гену rs+, так как у них нет такой резкой слабости левой руки и правополушарных пространственных способностей.

В психологической литературе сформулирована «онтогенетическая гипотеза межполушарной асимметрии мозга». Происхождение асимметрии определяется пятью основными факторами.

1. Латерализующий фактор негенетической природы (вероятнее всего — физические воздействия слабого типа), под влиянием которого левая половина тела, а значит и левое полушарие мозга, имеют некоторые преимущества в скорости эмбрионального развития. Сила действия данного фактора не очень велика.

2. Генетические механизмы, формирующие билатеральный признак. Проявления (непроявления) генетической дисперсии асимметрии зависят от особенностей феногенеза каждого признака.

3. Пенетальные средовые влияния(стресс, инсульт и т. д.), вызывающие возникновение атипической (патологической) межполушарной организации, в частности, леворукости.

4. Средовые, систематические (культуральные) влияния, способствующие формированию церебральной организации и функциональной специализации полушариймозга. Этот фактор значительно увеличивает частоту праворукости.

5. Средовые стохастические влияния, которые увеличиваются с возрастом и при возрастной церебральной патологии и проявляются нарушением межполушарных отношений. Направленность асимметрии существенно не меняется, но становится трудноопределяемой; абсолютная величина асимметрии увеличивается.

Психологическое тестирование, основанное на функциональной асимметрии мозга

В психологической литературе развивается концепция индивидуального профиля асимметрии. Последний включает в себя анализ не одного признака (возможно, и самого очевидного, но не исчерпывающего, например, мануальная асимметрия), а целого комплекса — различные критерии моторной и сенсорной асимметрии (ведущая рука, ведущая нога, ведущий глаз, ведущее ухо). В работах Т.А. Доброхотовой и Н.Н. Брагиной приводятся методики определения этих критериев. Они являются определяющими в установлении индивидуального профиля асимметрии.

Зная особенности функциональной асимметрии у человека, возможно выявить скрытые, самые различные оттенки человеческого характера. Эту оценку можно сделать с помощью основных четырех тестов:

1) переплетения пальцев;

2) определения ведущего глаза в прицельной способности;

3) позы Наполеона;

4) аплодирования.

На основании различных сочетаний признаков асимметрии, вырисовываются 16 мини-портретов кратких обобщенных психологических характеристик, которые приводятся ниже. Обозначения: первые две буквы — соответственно, рука и нога, третья буква — глаз, четвертая — ухо.

1. ПППП («полный правша»):только правые асимметрии: консерватизм, ориентация на общепринятое мнение (стереотип); такие люди не любят конфликтовать, спорить, ссориться.

2. ПППЛ: наиболее яркая черта характера — нерешительность.

3. ППЛП: кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм, очень контактный тип характера,чаще встречается у женщин.

4. ППЛЛ: редкое сочетание; характер близок к предыдущему, но мягче; наблюдается некоторое противоречие между нерешительностью(левое аплодирование) и твердостью характера; ведущий глаз правый.

5. ПЛПП: аналитический склад ума и мягкость; чаще встречается у женщин; медленное привыкание, осторожность в отношениях, терпимость и некоторая холодность.

6. ПЛПЛ: самое редкое сочетание; беззащитность, подверженность различному влиянию; чаще встречается у женщин.

7. ЛППП: очень частое сочетание; эмоциональность; недостаточная настойчивость в главных вопросах; поддаются мужскому влиянию, что позволяет приспособиться к различным условиям; счастливы в друзьях и легко сходятся с людьми.

8. ЛППЛ: большая, чем у предыдущих типов, мягкость характера, наивность.

9. ЛЛПП: дружелюбие и простота; некоторая разбросанность интересов и склонность к самоанализу.

10. ЛЛПЛ: простодушие, мягкость, доверчивость.

11. ЛЛЛП: эмоциональность, энергичность и решительность.

12. ЛЛЛЛ («полный левша»): антиконсервативный тип характера; способность взглянуть на старые вещи по-новому; наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство, иногда переходящее в замкнутость.

13. ЛПЛП: самый сильный тип характера; с трудом меняют свою точку зрения; энергичны, упорно добиваются поставленных целей.

14. ЛПЛЛ: похожесть на характер предыдущих, неустойчивость, склонность к самоанализу; с трудом находят себе новых друзей.

15. ПЛЛП: легкий характер; умеют избегать конфликтов и легко находят друзей; часто меняют увлечения.

16. ПЛЛЛ: непостоянство и независимость; желание все сделать самому.

Об особенностях характера человека можно говорить по выполнению даже одного теста. Если в переплетении пальцев сверху ложится левый палец, это говорит об эмоциональности, если правый — об аналитическом складе ума. Правый ведущий глаз говорит о твердом, настойчивом, более агрессивном характере, левый — о мягком и уступчивом. Если в позе Наполеона сверху оказывается левая рука, то человек способен к кокетству, если правая — к простоте и простодушию.

Контрольные вопросы

Какие Вы знаете наследственные заболевания? Какие особенности строения хромосом лежат в основе синдрома Дауна? Какие нарушения клеточных взаимодействий у развивающегося зародыша человека приводят к аномалиям развития органов? Какова связь между слухом и речью в возникновении глухонемоты? Какова роль генетических и средовых факторов в возникновении глухонемоты? Каковы различные точки зрения на «левшей»? Каковы особенности психики у левополушарных и правополушарных людей? Что такое индивидуальный профиль асимметрии? Каковы основные критерии психологического тестирования, основанные на функциональной асимметрии мозга?

О строении мозга «правшей» и «левшей»

Само открытие морфофункциональной асимметрии мозга было сделано в клинике. В 1960 г. французский невропатолог П. Брока установил, что при кровоизлияниях в области нижней лобной извилины, причем, у большинства больных — в левом полушарии, больной теряет способность произносить слова. Так был открыт речедвигательный центр (центр Брока). Затем Вернике открыл в верхней височной извилине речеслуховой центр. Далее были открыты речезрительный центр и центр письменной речи. Исследования показали, что существует достаточно четкая корреляция между праворукостью и локализацией речедвигательного центра в левом полушарии.

Проблема «праворукости» — «леворукости» давно изучается психологами, но морфологические исследования, ставящие своей целью исследовать структурно-функциональные основы этого феномена, практически начались только в последние годы. Это объясняется многими причинами, в частности, исключительно высокой индивидуальной вариабельностью строения мозга и большими методическими трудностями изучения межполушарной асимметрии. Изучение на секционном материале связано с ограниченной информацией (или ее отсутствием) о «ведущей» руке. Прижизненные исследования требуют очень сложного и дорогостоящего оборудования, и, кроме того, возможность получения достаточно репрезентативных выборок весьма ограниченна.

Значительные трудности связаны также с установлением самих морфофункциональных корреляций в таких сферах, как психика человека.

Тем не менее в литературе имеются сведения о некоторых особенностях строения мозга у левшей и правшей. Так, показано, что в 70% случаев длина так называемой planum temporale (часть зоне Вернике) больше в левом полушарии, чем в правом. Это соответствует процентному соотношению «правшей» в случайной выборке людей. Известно, что асимметрия размеров височной плоскости увеличивается с возрастом.

Значительную ценность представляет изучение асимметрии на живом человеке с помощью методов ангиографии и компьютерной аксиальной томографии. Они позволяют сопоставлять непосредственно морфологическую асимметрию с функциональной (например, с данными о преобладании активности одной из рук). Эти исследования показали, что мозг праворуких обладает большей анатомической асимметрией, чем леворуких. Ангиографические исследования (изучение кровеносных сосудов) показывают, что в большинстве случаев средняя мозговая артерия, проходящая вдоль сильвиевой борозды, в правом полушарии имеет более крутой подъем и поднимается выше, чем в левом. Метод компьютерной аксиальной томографии позволяет изучать структуры мозга в любом сечении. С помощью этого метода установлено, что у «правшей» в левом полушарии теменная и затылочная доли шире, чем у «левшей». Лобная же доля у них шире в правом полушарии. Этим же закономерностям соответствует глубина вдавлений на внутренней поверхности черепа (эндокранах).

По данным работ Института мозга, у лиц, обладающих музыкальными и художественными способностями, левое полушарие доминирует по выраженной апикализации (множественное ветвление апикальных, т. е. верхушечных дендритов) нейронов слоя III, по горизонтальной исчерчен-ности слоев IV и V, радиарности слоев VI и VII. Правое полушарие доминирует у них по количеству сверхмалых нейронов в поле 17. У 70-80% обследованных зрительное поле 17 в правом полушарии доминировало по ширине III и V слоев.

Наши данные по изучению сосудистого русла специфически человеческих областей коры показали, что в речевых зонах в 75% случаев левое полушарие доминирует по объемной плотности сосудов.

По комплексной характеристике структурно-количественных признаков полушария, в том числе, нижней лобной извилины, можно выделить три варианта особенностей и строения, достаточно четко различающиеся между собой.

Для большинства (70-80%) исследованных экземпляров мозга характерны: 1) левостороннее доминирование по дуговой длине полушария; 2) триангулярная извилина максимально сложного типа с левосторонней доминантой сложности; причем, ее вершина упирается непосредственно в сильвиеву борозду, в которой расположена средняя мозговая артерия; 3) восходящая и горизонтальная ветви сильвиевой борозды отходят непосредственно от нее почти под прямым углом друг к другу; 4) четко выражена межполушарная асимметрия в рисунке борозд.

Для второй группы (6-8%) характерны: 1) правостороннее доминирование по дуговой длине полушария; 2) триангулярная извилина отличается недостаточно сложным строением (2-го или 3-го типа сложности), ее вершина не достигает сильвиевой борозды; 3) восходящая и горизонтальная ветви образуют острый угол и отходят от общего стволика, идущего от сильвиевой борозды; 4) межполушарная асимметрия в рисунке борозд не выражена.

Третья группа (22% экземпляров) сочетает в себе признаки первых двух.

Так как выделенные группы в своем численном соотношении соответствуют данным о количественных пропорциях леворуких и правору-ких в случайной выборке людей, а также на основании того, что многие изучаемые критерии имеют выраженную функциональную значимость, можно сопоставить эти группы с фенотипами: первая группа — «правши», вторая — «левши», третья — амбидекстры (одинаковое владение обеими руками).

Строение больших полушарий

Поверхность конечного отдела ЦНС покрывает кора, которая занимает около 44% объема больших полушарий. Площадь этой структуры у обычного человека примерно равна 2200 см², причем большая ее часть залегает в глубоких бороздах или как их еще называют – мозговых извилинах. Благодаря наличию борозд и извилин площадь коры значительно увеличивается.

Величина и форма извилин зависит от индивидуальных особенностей человека – как известно головной мозг различных людей и даже полушария одного индивида между собой визуально отличаются. Это явление среди специалистов носит название «функциональная асимметрия полушарий головного мозга».

Согласно наблюдениям такая особенность сказывается на психике человека: например, некоторым людям легче дается изучение точных наук, а другие больше используют творческий подход при решении насущных проблем.

В коре происходит подготовка к осознанным движениям, формируется речь, происходит мышление и запоминание наиболее значимой информации. Также она отвечает за условные рефлексы – приобретенные ответные реакции организма на перемены.

Кора формируется из скопления тел нейронов, которые формируют ее слои. С их помощью большие полушария осуществляют свои функции. Количество слоев коры на разных участках не равнозначно: в зависимости от места расположения зоны и ее типа их может быть от 2 до 6.

Специалисты выделяют в коре на 4 вида поверхностей: древнюю (палеокортекс), старую (архикортекс), новую (неокортекс) и промежуточную кору, которая состоит из промежуточной древней и промежуточной старой коры.

По последним подсчетам количество нейронов коры варьируется в пределах 10-14 млрд. единиц. Они связаны между собой при помощи синапсов – специальных связей, которые позволяют моментально передавать импульсы от одного нейрона к другому. Передача сигнала по синапсу происходит химическим путём с помощью активных химических элементов или электрическим путём, посредством прохождения ионов.

Под корой располагается белое вещество. Его формируют скопление пучков аксонов нейронов коры, которые покрыты миелином. Химическое строение оболочки отростков нервных клеток позволяет передавать импульс между нейронами в 5—10 раз быстрее, чем по немиелинизированным связям.

Ниже белого вещества, в стволе располагаются центры бессознательных рефлексов и контролирующие структуры внутренних органов и систем органов.

Участки полушарий

Всю поверхность коры больших полушарий условно делят на несколько зон. Каждая из них выполняет определенные функции. Границы зон обозначены наиболее выдающимися извилинами.

Зоны не являются какими-то отдельными участками мозга, в которых происходят только конкретные психические и физиологические процессы, так как они постоянно взаимодействуют между собой, что подтверждается многочисленными исследованиями в области психики.

Топографически выделяют следующие участки коры полушарий:

  • Затылочная. Отвечает за восприятие и хранение данных получаемых от органов зрения.
  • Височная. Ее функции основаны на восприятии, анализе и воспроизведении речи и звуков, понятием слуховой информации, и данных поступающих от органов вкуса и обоняния. Участвует в запоминании информации, а именно накапливает ее.
  • Теменная доля БП головного мозга. В этой зоне располагаются функциональные центры анализатора окружающей среды. Она отвечает за расположение частей тела в пространстве.
  • Лобная. Является самым большим участком, с помощью которого мозг выполняет следующие функции:
  1. движение и регуляция направленных действий;
  2. письмо;
  3. речь, а именно выговор отдельных звуков, тембр, интонацию;
  4. программирование сложных поведенческих реакций, принятие решений, планирование, анализ полученного результата, а также спонтанного поведения;
  5. лобной зоне располагается обонятельный нервный центр.

https://youtube.com/watch?v=grtt9ujcaco%3Ffeature%3Doembed

Таким образом все зоны: теменная, затылочная, лобная и височная, занимаются восприятием информации из окружающей среды, а также определяют поведение человека во время наиболее значимых изменений.

Некоторые участки могут выполнять сразу несколько функций. Это становится особенно заметно при повреждении соответствующих зон мозга в результате ЧМТ – со временем их функция частично восстанавливается, так как соседние берут на себя работу утраченных центров.

Асимметрия полушарий головного мозга человека

Левое полушарие становится доминантным по речевой функции у правшей, тогда как правое остается субдоминантным. В коре левого полушария у правшей выделяют две зоны, имеющие отношение к речи: зона Брока и зона Вернике (рис. 7.1).

Речь представляет собой высшее достижение эволюции, служащее уникальным средством общения. Одна из принципиальных особенностей речи состоит в том, что она одновременно является орудием мышления, позволяющим осуществлять операции отвлечения и обобщения. И. П. Павлов (1932) выделил речевую функцию в особую категорию высшей нервной деятельности, назвав ее второй сигнальной системой. В отличие от общей для человека и животных первой сигнальной системы, связанной с анализом сигналов внешнего мира, вторая сигнальная система оперирует со словами, которые служат сигналами конкретных сигналов и представляют собой отвлечение от действительности.

Области доминантного (левого у правшей) полушария человека, в котором локализованы центры речи

В 1861 г. французский врач П. Брока установил, что задняя треть нижней лобной извилины левого полушария (у правшей) имеет отношение к речевой функции. Ее повреждение сопровождается нарушением экспрессивной речи* (моторная афазия). Это было первое указание на неравнозначность (асимметрию) полушарий головного мозга человека. Предполагают, что у левшей функция речи менее латерализована.

* В современной психологии различают экспрессивную и импрессивную речь. Первая представляет собой кодирование мысли с помощью внутренней речи в развернутую речь, основывающуюся на грамматической структуре языка. Импрессивная речь является обратным процессом, состоящим в декодировании речевого высказывания и выделении содержащейся в нем мысли.

Зона Брока располагается в латеральной префронтальной области (поля 44, 45), граничит с областью представительства нижней половины лица моторной коры. У человека большого развития достигает также поле 46, непосредственно примыкающее к зоне Брока. Предполагают, что его роль состоит в обеспечении восприятия ритмической последовательности звуков – этапа, необходимого для становления речи в онтогенезе.

В 1874 г. немецкий психиатр К. Вернике описал случай повреждения задней трети верхней височной извилины, при котором страдало восприятие речи (сенсорная афазия). Современные работы, начало которым было положено открытиями П. Брока и К. Вернике, а в России -исследованиями Л. С. Выготского и А. Р. Лурия, привели к следующим представлениям. Информация о произнесенном слове из слуховых областей коры поступает в центр Вернике. Для воспроизведения слова соответствующая ему структура ответа (паттерн) из центра Вернике поступает в центр Брока, откуда следует команда в моторное представительство речевых мышц. При произнесении слова по буквам акустический паттерн направляется в угловую извилину (см. рис. 7.1) – область, расположенную непосредственно сзади центра Вернике, где преобразуется в зрительный паттерн. При чтении слова информация о нем направляется из зрительных областей в угловую извилину, а затем в центр Вернике, где извлекается соответствующая форма слова. У большинства людей понимание написанного слова связано с воспроизведением его слуховой формы в центре Вернике. У глухонемых от рождения центр Вернике, по-видимому, не принимает участия при чтении. Эти представления о морфофункциональной организации речевой деятельности позволяют клиницистам по характеру нарушения речи не только определить локализацию мозгового поражения, но и экстраполировать характер ранее не описывавшихся форм афазий при возможных повреждениях мозга. Так была предсказана афазия проведения, возникающая в результате нарушения связи между центрами Брока и Вернике.

Для нормальной речевой деятельности необходима целостность зрительных и слуховых областей, моторного представительства речевых мышц, центров Брока и Вернике и угловой извилины. Нейрофизиологические исследования последнего времени показали, что мозговая система обеспечения речи наряду с перечисленными выше корковыми центрами включает также целый ряд подкорковых структур и прежде всего ассоциативные ядра таламуса. Кроме того, речевая деятельнсть связана с определенным уровнем бодрствования и сознания.

Наконец, необходима сохранность межполушарных связей. После поражения мозолистого тела, самого большого межполушарного пути, больной не способен читать при появлении слов в левом зрительном поле, правильно писать и выполнять команды левой рукой, а также называть знакомые предметы, находящиеся в левой руке (рис. 7.2); это происходит в результате одностороннего контроля речи.

Прибор для проведения опытов у больных с рассеченным мозолистым телом

Функциональное различие полушарий (асимметрия) находит свое отражение в макроструктурах мозга человека. Установлено, что область Вернике левого полушария (у правшей) по своей площади достоверно больше, чем симметричная область правого полушария. Эти различия имеются уже у новорожденных, что указывает на генетическую предопределенность морфологической и функциональной асимметрии головного мозга человека. В то же время у детей возможно лучшее восстановление некоторых видов нарушений речи, чем у взрослых. Это обусловлено, по-видимому, потенциальной готовностью правого полушария в раннем детском возрасте к участию в речевой функции. Наблюдения, проведенные Ф. Сперри и М. Газанигой (1967) у детей с полностью изолированными полушариями в результате пересечения мозолистого тела, передней и задней комиссур мозга, показали, что до четырехлетнего возраста речевая функция представлена довольно равномерно в обоих полушариях. В дальнейшем она постепенно латерализуется и у правшей становится левосторонней. Левое, доминантное, полушарие участвует не только в речи, но и в мозговой организации всех связанных с речью функций нервной высшей деятельности: категориальным восприятием, активной речевой памятью, логическим мышлением и пр. Подавляющее число симптомов нарушения высших психических процессов, описываемых при локальных поражениях головного мозга человека, относится к симптомам, возникающим при поражении вторичных и третичных корковых зон левого полушария (доминантного у правшей). Симптоматика поражения корковых зон субдоминантного правого полушария изучена значительно меньше (подробнее см. ниже). Следует, однако, учитывать, что у большей части людей оба полушария дополняют друг друга (комплементарны) и, таким образом, закон латерализации носит в этом смысле лишь относительный характер.

В последние годы были разработаны эффективные и безопасные методы изучения полушарного доминирования, основанные на морфологических особенностях головного мозга человека. Благодаря этим методам были получены дополнительные данные о локализации речевой функции у клинически здоровых людей. Одним из этих методов является проба Вада. В этом методе учитывают особенности артериального кровоснабжения головного мозга человека (см. приложение 2), благодаря которому наркотик (например, амитал натрия), введенный в левую общую сонную артерию, значительно быстрее достигает левого полушария. Процедура состоит в следующем. Человек находится в положении на спине с поднятыми вверх руками; ему предлагают считать вслух. При введении в левую сонную артерию наркотика в течение нескольких секунд падает правая рука (вспомните, что пирамидный тракт перекрещен), и человек прекращает счет. Это означает, что наркотик блокировал левое полушарие.

Каждое полушарие получает информацию преимущественно с противоположной половины тела. Частичное исключение представляет слуховая система. За счет неполного перекреста слуховых путей звуковые сигналы поступают в каждую половину мозга. Поскольку количество перекрещенных волокон больше, вход с противоположной стороны более мощный. В связи с этим звучание слов справа будет более эффективно восприниматься центрами речи, находящимися в левом полушарии. Путем сопоставления результатов раздельного предъявления различного звукового материала с двух сторон установлено, что доминирование левого над правым полушарием для восприятия речи можно выразить соотношением 2:1. Таким же путем было выяснено, что правое полушарие доминирует в оценке тональной структуры звуков, музыкальных мелодий и неречевых звуков.

Эксперимент по распознаванию составных лиц правым и левым полушариями головного мозга

Применение методических приемов, построенных на том, что информация в правом поле зрения у человека целиком поступает в левое полушарие и наоборот, позволило установить доминирование левого полушария в восприятии письменного изображения букв и слов и правого полушария-в локализации предметов в пространстве.

Исследования показали, что узнавание лиц также происходит в основном правым полушарием. Эксперимент состоял в следующем. Перед испытуемым находился экран с точкой в центре для фиксации взора. Кроме того, испытуемый надевал специальные призматическое очки. Благодаря этим приемам изображение, находящееся справа, проецировалось в левое полушарие, а изображение слева в правое полушарие (рис. 7.3). Испытуемому на экране предъявляют составные лица. Например, справа от точки фиксации половина лица мальчика, а слева половина лица старика. Изображение предъявляют на короткое время (0,1-0,5 с), чтобы испытуемый не смог рассмотреть изображение. Затем ему предъявляют набор различных фотографий и просят выбрать ту, которая предъявлялась. Он выбирает ту фотографию, изображение которой поступало в правое полушарие. Однако если испытуемого просили описать изображение словами, то он описывал то, которое проецировали в левое полушарие.

У большинства людей в связи с левосторонней локализацией речевых центров имеет место специальный вид двигательного доминирования в виде жестикуляций правой руки во время произнесения слов. Этот вид полушарного доминирования может быть выражен соотношением 3:1.

Вопрос-ответ

На что влияет асимметрия мозга?

Как известно, особенности межполушарной асимметрии мозга определяют индивидуальные процессы высшей нервной деятельности, такие как способность к обучению студентов в вузе, а также влияют на процессы адаптации.

Что вызывает асимметрию мозга?

Некоторые значительные регионы, которые могут быть представлены как асимметричные в мозге, могут привести к тому, что оба полушария будут из-за таких факторов, как генетика . Примером может служить доминирование одной из рук. Доминирование одной из рук может быть результатом асимметрии в двигательной коре одного из полушарий.

Чем отличаются два полушария мозга?

Считается, что правое полушарие мозга отвечает за творческую составляющую личности человека, а левое ― за логическую. Благодаря хорошей работе правого полушария человек способен мечтать, фантазировать, создавать воображаемые миры.

В чем заключается проблема межполушарной асимметрии?

Межполушарная асимметрия мозга – неравноценность, качественное различие того «вклада», который делают левое и правое полушария мозга в каждую психическую функцию, различия в мозговой организации высших психических функций в левом и правом полушариях мозга.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите свои сильные и слабые стороны. Понимание того, какая полушария мозга у вас более развита, может помочь вам определить ваши предпочтения в обучении и работе. Например, если у вас преобладает правое полушарие, возможно, вам будет интереснее заниматься творческими профессиями.

СОВЕТ №2

Развивайте обе стороны мозга. Занимайтесь разнообразными видами деятельности, которые активируют как левое, так и правое полушария. Это может быть решение логических задач, изучение языков, а также занятия искусством или музыкой. Такой подход поможет вам стать более гармоничной личностью.

СОВЕТ №3

Обратите внимание на влияние асимметрии мозга на ваше эмоциональное состояние. Если вы заметили, что часто испытываете стресс или тревогу, возможно, стоит проконсультироваться с психологом или психотерапевтом, чтобы лучше понять, как ваши нейробиологические особенности влияют на ваше эмоциональное здоровье.

СОВЕТ №4

Следите за своим образом жизни. Правильное питание, физическая активность и достаточный сон могут положительно сказаться на работе мозга. Убедитесь, что вы уделяете внимание своему здоровью, чтобы поддерживать оптимальную функциональность обоих полушарий.

Ссылка на основную публикацию
Похожее