Заикание — это заболевание, для которого характерно нарушение речи: пролонгация (растягивание) звуков, слогов или слов, частое повторение слов, нерешительность речи, остановки между словами, слогами.
Согласно международной классификации болезней (МКБ 10) заикание имеет код F98.
Заикание у ребёнка вызывает стыд, трудности в общении и, как следствие, замкнутость, отсутствие друзей. Получается замкнутый круг: нарушение речи — ребёнок начинает волноваться при его проявлении — нервозность от бессилия, стыд — ещё большее проявление логоневроза.
Причины заикания у детей и факторы риска
Точную причину заикания у детей удается выявить не всегда.
К факторам риска относятся:
- наследственная предрасположенность;
- врожденная слабость речевого аппарата;
- нарушение развития чувства ритма и моторики, мимико-артикуляторных движений;
- органические патологии центральной нервной системы;
- внутриутробные травмы или травмы, полученные при прохождении по родовым путям;
- чрезмерные психические нагрузки;
- нарушения обмена веществ.
Спровоцировать заикание у детей может одномоментная психическая травма (сильный испуг, волнение, разлука с близкими людьми), двуязычие или многоязычие в семье, патологически ускоренный темп речи (тахилалия), нечеткое произношение слов, чрезмерные требования к речи ребенка, подражание (при длительном общении с заикающимися людьми). Патология может сформироваться на фоне длительной психической невротизации при продолжительном несправедливом и грубом отношении к ребенку (наказания, угрозы, постоянный повышенный тон), плохого психологического климата в семье, энуреза, повышенной раздражительности, ночных страхов.
Лечение заикания детей мы рекомендуем доверить профессиональным специалистам центра психотерапии Алвиан.
Заикание у детей может проявиться после перенесенного тяжелого инфекционного заболевания, а также его осложнений.
Врачи отмечают, что заикание у детей может быть вызвано различными факторами, включая генетическую предрасположенность, психологические травмы и стрессовые ситуации. Часто это состояние наблюдается у детей в возрасте от 2 до 5 лет, когда происходит активное развитие речи. Специалисты рекомендуют раннюю диагностику и комплексный подход к лечению. Методы коррекции могут включать логопедические занятия, дыхательные упражнения и психотерапию. Важно создать поддерживающую атмосферу в семье, избегая давления и критики. Врачи подчеркивают, что индивидуальный подход к каждому ребенку и регулярное взаимодействие с профессионалами играют ключевую роль в успешной коррекции заикания.
Профилактика заикания
- Соблюдать режим дня. Ровное спокойное течение жизни способствует укреплению нервной системы.
- Благоприятная атмосфера в семье. Доброжелательная, спокойная атмосфера, в которой ребёнок ощущает надёжность. Доверительные отношения, чтобы, когда у ребёнка появляются страхи или тревога, он мог всегда обратиться к родителям.
- Воспитывать эмоциональную устойчивость. Стрессы и волнения будут всегда в жизни ребёнка. Родители должны научить детей выходить из разных стрессовых ситуаций. Привить ребёнку чувство, что всегда можно найти какой-то выход.
Формы заикания у детей
По этиологическому фактору заикание у детей подразделяется на две формы:
- невротическое (логоневроз) – обусловлено психологической травмой, может развиваться в любом возрасте;
- неврозоподобное – обусловлено нарушениями функций церебральных структур, обычно возникает в 3–4 года.
Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах.
В зависимости от особенностей нарушения речи заикание может быть следующих видов:
- тоническое – задержка на звуке или группе звуков;
- клоническое – повторение звуков, слогов или слов;
- смешанное.
Заикание у детей — это проблема, о которой говорят многие родители и специалисты. Причины этого нарушения могут быть разнообразными: от генетической предрасположенности до психологических факторов, таких как стресс или тревога. Некоторые дети начинают заикаться в период активного речевого развития, что может быть нормальным этапом. Однако важно не игнорировать проблему, если она сохраняется.
Методы лечения и коррекции заикания варьируются. Психологи и логопеды рекомендуют индивидуальные занятия, направленные на развитие речевых навыков и уверенности в себе. Используются также дыхательные техники и специальные упражнения для расслабления. Важно создать поддерживающую атмосферу в семье, где ребенок сможет свободно выражать свои мысли без страха осуждения. Раннее обращение к специалистам и комплексный подход могут значительно улучшить ситуацию и помочь ребенку преодолеть заикание.
Медикаменты
Для малышей трехлетнего возраста в дополнение к общим терапевтическим методикам рекомендуются лекарства, транквилизаторы, препараты для снятия судорог, успокоительные, ноотропные или гомеопатия. Валерьянка пользуется наибольшим спросом, не менее популярными являются пустырник, Актовегин. Специалист помогает подобрать препараты в индивидуальном порядке.
Стадии заикания у детей
В развитии патологии выделяют четыре стадии:
- Нарушения произношения чаще возникают в начальных словах предложений, при произнесении кратких частей речи (союзов, предлогов), ребенок не реагирует на свои трудности при произнесении слов.
- Нарушения речи возникают регулярно, чаще во время быстрой речи, в многосложных словах, ребенок отмечает трудности с речью, но не считает себя заикающимся.
- Отмечается закрепление судорожного синдрома, пациенты не испытывают неловкости или страха при общении.
- Выраженные эмоциональные реакции на заикание, ребенок старается избегать общения.
Другие виды заикания
Патологическое расстройство. О такой разновидности можно утверждать, когда причины дефектов речи врожденные. В других ситуациях возникает неврологическая разновидность заикания.
Привычное может проявляться постоянно.
Нестабильная. Возникает периодически при каких-то обстоятельствах, после стресса, в непонятной обстановке.
Циклическая. Это проблема с речевой функцией, которая характеризуется периодами успокоения и возобновления. Какое-то время ребенок нормально общаются, потом начинаются проблемы с речью.
Симптомы
Нередко заиканию сопутствуют соматические нарушения артикуляционного аппарата: отклонение языка в сторону, высокий свод неба, гипертрофия раковин носовой полости, искривленная носовая перегородка.
К нарушениям дыхательного процесса относится чрезмерный расход воздуха на вдохе и выдохе на фоне расстройства сопротивления в области артикуляции. При попытке произнесения звуков происходит судорогоподобное замыкание голосовой щели, препятствующее образованию звука. При этом наблюдаются быстрые и резкие движения гортани вверх и вниз, а также выдвижение вперед. Пациенты предпринимают попытки произносить гласные звуки твердо. Симптоматика заикания при этом может смягчаться вплоть до полной нормализации речи при пении, шепоте.
Пациент может сопровождать свою речь сопутствующими жестами, которые не являются необходимыми, однако производятся ребенком сознательно. Во время приступа заикания ребенок может наклонять голову или откидывать ее назад, сжимать кулак, топать ногой, пожимать плечами, переступать с ноги на ногу.
Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме.
Иногда заиканию сопутствуют психические расстройства, например, страх потерпеть фиаско при произношении некоторых звуков, слогов и слов. Пациенты стараются не использовать их в своей речи и ищут им замену. В тяжелых случаях это приводит к абсолютной немоте во время приступов заикания. Мысли о невозможности нормального вербального общения способны становиться причиной формирования комплекса неполноценности. Дети становятся стеснительными, боязливыми, молчаливыми, могут уклоняться от разговора и общения в целом.
При тонической форме заикания ребенок часто запинается во время разговора с образованием пауз или чрезмерным растягиванием отдельных слогов в слове. При клонической форме патологии пациент несколько раз проговаривает отдельные звуки, группы звуков или слова. Для смешанной формы заикания характерно сочетание признаков тонического и клонического заикания. При клонико-тонической форме заикания пациент обычно повторяет начальные звуки или слоги, после чего у него отмечаются запинания во время разговора. При тонико-клоническом заикании нарушение речи проявляется в виде запинок и остановок с частым повышением голоса, выраженными нарушениями дыхания и дополнительными движениями во время разговора.
В случае развития у пациента невротического заикания отмечаются выраженные нарушения произношения (нечленораздельная речь). Дети с данной формой патологии, как правило, начинают говорить позже сверстников. При развитии неврозоподобной формы патологии приступы заикания обычно возникают в определенных ситуациях, к примеру, при волнении.
Иногда заикание у детей отсутствует при разговоре с животными или неодушевленными предметами, чтении вслух.
Источник: infourok.ru
Что представляет собой заикание
Это проблема с речью, которая сопутствует изменению темпа, плавности, судорожной активности в артикуляционном аппарате. Проблема заикания считается одним из распространенных вариантов невроза у малышей.
Проблемы с произношением слов и слогов обусловлены судорогами в мышечных тканях, участвующих в произношении. Такие аномальные сокращения бывают двух видов:
Тонические судороги представляют собой проблемы с произношением согласных. Клонические отличаются затруднениями с озвучиванием слогов, ребенок может произносить лишние звуки перед основным словом. Иногда проявляются комбинированные разновидности заикания.
Первые признаки могут отличаться, произносятся начальные звуки, слоги, возникают трудности последующего проговаривания в словосочетании. Малыш словно поет при произношении первого слога. Тонические судороги характеризуются невозможностью начать произносить какую-либо фразу.
Голосовые судороги с протяженными звуками. Первые признаки проявляются во время начальных этапов развития фразовой речи. Дети находится при этом в возрасте от 2 до 5 лет. Если родители замечают, что у малыша появляются проблемы с дыханием, трудности с произношением или звучанием голоса, он не может нормально начать произносить слова, первые слоги искажаются, звуки раздаются продолжительные, значит нужно принимать такие трудности во внимание и обращаться к логопеду.
Если вовремя не предпринять необходимые меры, может развиваться настоящее заикание, провоцирующие не только затруднения речевой функции, но и проблемы в во взаимодействии с окружающей средой.
У взрослых такой процесс серьезно нарушается и функционирует продолжительно, задействуются мимические мышцы, ткани в области шеи и даже плечевой пояс. Социальная картина является непривлекательной. Такая проблема с речью считается необратимой, но поддается терапевтическому воздействию.
Диагностика
Диагноз ставится логопедом или неврологом, для уточнения формы заикания может быть привлечен психолог.
Наибольшая эффективность лечения заикания отмечается при сочетании упражнений с массажем.
Диагностика базируется на данных, полученных при сборе жалоб и анамнеза. Уточняется психоэмоциональная обстановка в семье ребенка, ситуации, при которых возникает и/или усугубляется заикание, обстоятельства, при которых патология манифестировала, длительность анамнеза заикания.
Акцентируется внимание на наличие на протяжении трех месяцев и дольше следующих признаков:
- трудности и запинки в начале речи;
- нарушение ритмичности речи (растягивание тех или иных звуков, повторение слогов слова, обрывки слов и/или фраз);
- попытки справиться с заиканием посредством побочных движений.
С целью исключения органических нарушений нервной системы может потребоваться магниторезонансная томография головного мозга, электроэнцефалография, реоэнцефалография. Дифференциальная диагностика проводится с нечеткостью речи и спастической дисфонией.
Логоритмика
Специальные упражнения можно выполнять детям детсадовского возраста или школьникам, фразы и слова комбинируется с движениями и звуками. Можно петь песни, слушать классику, играть на пианино, читать стихотворение. Логопедические практики способствуют раскрытию определенных навыков, дети начинают больше верить в себя, увереннее разговаривают.
Лечение заикания у детей
Коррекция заикания у детей направлена на выработку навыков правильной речи, устранение неправильного произношения, преодоление психологических проблем. В лечении принимают участие логопед, невролог и психотерапевт.
Источник: ostrov-j.ru
При невротической форме заикания успех лечения во многом зависит от своевременности диагностики патологического состояния. Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах. Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме. Немаловажное значение имеет семейная психотерапия с использованием релаксации, отвлечения внимания, внушения. Детей учат разговаривать нараспев или в такт с ритмичными движениями пальцев рук.
При условии своевременного адекватного лечения прогноз благоприятный для 70-80% пациентов.
Медикаментозное лечение невротического заикания заключается в назначении общеукрепляющих и седативных средств, спазмолитиков, витаминных комплексов. С этой целью могут применяться средства фитотерапии (препараты пустырника, валерианы, алоэ).
Лекарственная терапия неврозоподобной формы заикания, обусловленного органическим поражением головного мозга, состоит обычно в применении спазмолитических препаратов, минимальных доз транквилизаторов. В ряде случаев показаны курсы дегидратации.
Работа с психотерапевтом направлена на устранение вероятных межличностных конфликтов, минимизацию психологических факторов, усугубляющих заикание.
Лечение заикания у детей в ряде случаев включает физиотерапевтические методы: электрофорез с седативными препаратами на воротниковую зону, франклинизация, электросонтерапия и др.
Немаловажное, нередко решающее значение для успешного лечения заикания у детей имеют спокойная обстановка в семье, поддержание рационального распорядка дня (ночной сон не менее 8 часов в сутки), правильный речевой режим. Детям с заиканием рекомендуются занятия танцами, пением, музыкой – это способствует формированию правильного речевого дыхания, а также чувства ритма, темпа.
Критерием излеченности является нормальная речь ребенка в любой ситуации, в том числе в случае высокой эмоциональной нагрузки (например, выступление перед аудиторией).
Помощь заикающемуся ребёнку
1. Самое первое и важное, что должны сделать родители – это обратиться к специалистам, которые занимаются проблемами заикания. Если вы увидели первые признаки заикания, то необходимо обращаться в поликлиники к логопедам, психиатрам, неврологам и психологам. Они дадут необходимые рекомендации, если нужно, то назначат медикаментозное лечение и скажут, что делать на первых порах;
Лучше сначала обратиться к неврологу: получить лечение, пройти курс и потом на базе этого начинать занятия с логопедом. Задача педиатра – вылечить сопутствующую патологию, укрепить организм, профилактировать простудные заболевания, в частности, заболевания уха и голосовых связок. Также важно вылечить хронические заболевания, вывести их на стойкую, длительную ремиссию. Физиотерапевтические процедуры также важны в лечении. Это будут занятия в бассейне, массаж, электросон.
Психотерапевт показывает ребёнку, как победить своё заболевание, помогает комфортно ощущать себя независимо от ситуации, помогает побороть страх в общении с людьми, даёт понять, что он полноценный и ничем не отличающийся от других детей. Занятия осуществляются вместе с родителями, помогающими ребёнку преодолеть заболевание.
Стоить помнить, что чем раньше вы примете меры, тем лучше. Чем больше стаж заикания, тем тяжелее от него избавиться. Следует попытаться побороть заикание до зачисления ребёнка в школу, а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и следовать всем его указаниям, так как в программу обучения входят выступления на публике при ответе на вопросы преподавателя, что может послужить большой проблемой для вашего чада.
Борьба с заиканием с возрастом будет более сложной из-за закрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений.
2. Перейти на замедленный темп речи всей семье. Обычно ребёнок легко подхватывает этот темп и через 2 — 3 недели начинает отзеркаливать его. Хорошо играть в молчанку. Вам необходимо придумать любую сказочную историю, объясняя ребёнку, почему это нужно делать. Недопустимо разговаривать с ребёнком короткими фразами и предложениями.
Категорически нельзя при заикании поправлять и ругать ребёнка, принимая это за баловство. Не стоит обсуждать эту проблему при ребёнке.
3. Ограничение общения. Ребёнку не следует посещать учебные, дошкольные учреждения, а остаться дома на 2 месяца. Также нужно прекратить все визиты к гостям.
4. Начать пить успокоительный сбор. Например, «Баю-бай».
5. Проанализировать ситуацию в семье. Необходимо обращать внимание, когда ребёнок начинает заикаться, в какое время суток, отмечать все провоцирующие факторы. Это нужно для того, чтобы, когда вы пойдете к специалисту, у вас уже был дневник наблюдений.
6. Успокоить ребёнка: убрать телевизор, громкую музыку, эмоциональную нагрузку, дополнительные занятия. Полезно включать ребёнку спокойные аудиосказки. Ссориться в семье перед ребёнком недопустимо. Важно исключить переутомление и перевозбуждение ребёнка. Не принуждайте малыша по много раз проговаривать трудные слова. Реже делайте замечания и чаще хвалите ребёнка.
7. Игры для профилактики заикания. Они создают правильное дыхание на глубокий вдох и медленный выдох. Прежде всего занимайтесь с ребёнком спокойными играми. Например, вместе рисуйте, лепите, конструируйте. Очень полезно увлечь ребёнка неспешным чтением вслух и размеренным декларированием стихов. Такие занятия помогут ему корректировать речь. Учите стихи с короткой строкой и чётким ритмом. Отлично помогает маршировка, хлопки под музыку, танцы, пение. Пропевание трудных моментов и шёпотная речь помогает избавиться от судорожных моментов.
Примеры упражнений для формирования правильного дыхания на глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот:
- «Стеклодувы». Для этого вам понадобятся обычные мыльные пузыри. Задача малыша — надуть их как можно больше;
- «Кто быстрее». Для неё вам понадобятся ватные шарики. Задача малыша — сдуть шарик со стола первым;
- Для детей школьного возраста подойдёт игра с надуванием шаров. Полезно научить ребёнка играть на простых духовых инструментах (свистки, дудки);
- а во время купания поиграйте в «Регату». Перемещайте дутьём лёгкие игрушки;
- «Фонтанчик». Игра заключается в том, что ребёнок берёт соломку и дует через неё в воду.
Если дети постарше, то можно использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой. Она основана на коротком вдохе носом;
- «Домашняя песочница». Сначала нужно позволить играть с песком ребёнку молча. А на заключительных этапах просить рассказать, что ребёнок построил.
8. Очень полезно, укладывая ребёнка спать, сделать ему расслабляющий массаж. Он проводится мамой, которая сидит у изголовья постели ребёнка. Проводятся мягкие массирующие движения, которые расслабляют органы артикуляции, верхний плечевой пояс.
9. Дублирование речи пальцами ведущей руки. Речевой и центры, отвечающие за ведущую руку, имеют в коре головного мозга почти одно и то же представительство. Когда двигается рука, то сигнал бежит в мозг. Та часть коры головного мозга приходит в возбуждение и, поскольку речевые центры находятся здесь же, то рука начинает, как на буксире, тянуть за собой речь. То есть мы делаем движение руки на каждый слог. Детям младшего возраста можно делать движения двумя пальчиками.
10. Логопедические уроки. На логопедических уроках подбираются упражнения, убирающие напряжение и делающие речь плавной и ритмичной. Ребёнку следует повторять упражнения дома, добиваясь чёткости речи.
Уроки имеют определённую систему, этапность, последовательность. Сначала дети изучают правильное повествовательное изложение текста. Они читают стихи, осуществляют пересказ домашнего задания. Особенность этого повествования в том, что ребёнок чувствует себя комфортно, он понимает, что ему не выставят оценку и не будут над ним насмехаться. Речь детей при таких упражнениях становится размеренной, спокойной, интонация не меняется. При достижении отсутствия заикания в повествовательном рассказе ребёнок привносит эмоциональную окраску в речь: где-то повысит голос, где-то сделает акцент, а где-то театральную паузу.
На занятиях имитируются разные повседневные ситуации, в которых оказывается ребёнок. Это учит его бороться с заиканием вне кабинета логопеда.
Обязательно поддерживайте у ребёнка хороший эмоциональный настрой. Ребёнку следует давать награду за его успехи. Пусть это будет просто похвала, но ребёнок должен чувствовать важность своих достижений. Присутствие примеров правильной речи обязательно на занятиях. Примером может быть речь логопеда, других детей, уже прошедших курс лечения. Логопедическая ритмика — важный пункт в лечении заикания. Это упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, пение, хороводы.
Обязательно задавайте ребёнку задания на дом для того, чтобы лечение не ограничивалось только кабинетом логопеда.
Не стоит повышать на ребёнка голос, это лишь усугубляет заикание.
Современные логопедические методы помогают ребёнку довольно быстро одолеть болезнь и вести полноценный образ жизни.
11. Дыхательные упражнения — один из общепринятых методов лечения. Они развивают мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубокому, свободному и ритмичному дыханию. Также полезно воздействуют на дыхательную систему в целом, расслабляют ребёнка.
12. Компьютерные программы — действенный метод лечения заикания. Они синхронизируют речевой и слуховой центр в головном мозге. Ребёнок дома, сидит за компьютером и говорит в микрофон слова. Происходит небольшая задержка благодаря программе, разрешающая ребёнку слышать свою речь, и он подстраивается под неё. И, как следствие, речь становится плавной. Программа разрешает разговаривать ребёнку в обстоятельствах с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и даёт совет, как одолеть эти факторы и улучшить речь.
13. Существует также метод гипноза для детей старше 11 лет. Этот метод позволяет избавиться от спазма речевой мускулатуры, страха выступать на публике. Речь после 3 — 4 процедур становится плавной и уверенной.
14. Метод точечного массажа относится к нетрадиционной медицине. Специалист влияет на точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. Благодаря этому методу происходит улучшение регулирования речи со стороны нервной системы. Массажем лучше заниматься постоянно.
15. Лечение медикаментозными препаратами является вспомогательным методом лечения заикания. Такое лечение проводит невролог. Используются противосудорожная терапия, успокоительные средства. Благодаря лечению налаживаются функции нервных центров. Успокаивающие средства также хорошо помогают в лечении заикания: отвар и настой трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Убрать заикание при применении одних лекарств не представляется возможным.
16. Общеукрепляющие методы, такие, как режим дня, правильное питание, закаливающие процедуры, исключение стрессовых ситуаций также приносят пользу в борьбе с заиканием. Также важен долгий сон (9 часов и более). Для глубокого сна можно вечером помыться в тёплом душе или принять ванну с расслабляющими добавками (например, хвоей).
Питаться ребёнок должен витаминизированной пищей, включающей больше молочных и растительных продуктов. Необходимо ограничить ребёнка в мясе, острых блюдах, убрать крепкий чай, шоколад.
Массаж при заикании у детей
Массаж при заикании у детей проводится логопедом на коррекционных занятиях. Помимо головы и шеи массаж распространяется на плечи, верхнюю часть спины и грудной клетки. Широко применяется сегментарный и точечный массаж, а также их сочетание.
Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка.
Сегментарный массаж направлен на обособленное воздействие на определенную мышцу, регулирующую речевую деятельность. Данный вид массажа проводится ежедневно на протяжении 2-3 недель.
Точечный массаж считается одним из наиболее эффективных методов коррекции заикания у детей. Он оказывает положительное воздействие на речевой центр, способствует снятию его излишней возбудимости. Точечный массаж может проводиться в домашних условиях после предварительного обучения родителей специалистом. Точечный массаж при заикании у детей проводится регулярно на протяжении двух-трех лет.
Гипноз
Немногие родители решаются лечить своих малышей от заикания с помощью гипноза, но такая методика отличается наибольшей эффективностью. После проведения максимум 10 сеансов с квалифицированным врачом речевая функция восстанавливается, поскольку обследуются различные душевные переживания малыша, какие-то психологические факторы, воздействующие на возникновение заболеваний. Для слишком маленьких детей гипноз не применяется.
Упражнения при заикании у детей
Комплекс упражнений включает дыхательную гимнастику, растяжку, нормализующую мышечные сокращения, и упражнения для глаз, которые способствуют улучшению восприятия.
Основными целями дыхательной гимнастики при заикании у детей являются освоение техники диафрагмального дыхания, сознательное регулирование дыхательного ритма, укрепление мышц передней брюшной стенки. Дыхательная гимнастика при заикании у детей заключается в выполнении комплекса упражнений в различных положениях тела, в состоянии покоя и во время активного движения. Со временем к дыхательным упражнениям подключают вербальные проявления. Плавное повышение уровня сложности упражнений способствует скорейшей коррекции патологии.
Наибольшая эффективность лечения заикания отмечается при сочетании упражнений с массажем.
Дыхательные упражнения
4-летним малышам можно повторять движения за родителями, выполнять специальные процедуры, способствующие укреплению диафрагмы, стимуляции мозгового кровообращения, выработке хорошего дыхания через нос и рот. Такая гимнастика способствует выработке навыков контроля за своими вдохами и выдохами. В результате дети могут спокойно произносить сложные словосочетания и звуки. В комплексе с дыхательной гимнастикой прекрасно помогают расслабляющая ванна и массажные процедуры.
Возможные осложнения и последствия
Заикание у детей может становиться причиной сужения круга общения ребенка, возникновения мнительности, тревожности, раздражительности, ощущения собственной неполноценности, снижения успеваемости в школе, проблем с адаптацией в социуме.
Заикание наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер.
При неправильно или нерегулярно проводимой коррекции, а также в ее отсутствие заикание может сохраняться в течение длительного времени, иногда на протяжении всей жизни.
Народная медицина
Травяные настои хорошо помогают снизить эмоциональное напряжение, расслабиться. Самыми эффективными и безвредными для малышей являются такие экстракты:
- Ромашка.
- Мелисса.
- Зверобой.
- Крапива.
В этот непростой жизненный период малыш должен ощущать, что он кому-то нужен, что его любят. Дома нужно обеспечить комфортную атмосферу, постараться чаще взаимодействовать с ребенком, помогать. Беседы должны быть разборчивыми, спокойными. Ни при каких обстоятельствах нельзя перебивать ребенка, в противном случае малыш может замкнуться в себе, отказывается общаться.
Нужно попытаться увлечь заикающегося ребенка чтением, это способствует улучшению произношения. Нежелательно перегружается при этом, продолжительность занятий должна быть умеренной.
Заикание неврозоподобного типа
Неврозоподобная форма проявляется в результате психотравм, спровоцированных повреждениями церебральных структур. Начинается стандартно у детей 3–4 лет. У подростков формируется невротическая симптоматика, связанная с психологическим дискомфортом от патологий речи. Исходя из этого выделяется группа неврозоподобных заиканий с невротическими наслоениями.
Нарушения функциональности ЦНС наблюдаются при неврозоподобной форме заикания. Основная причина отклонений — органическая патология головного мозга. Травма вызвана негативным воздействием на развивающийся организм ребенка. Источником может быть:
- натальная травма;
- инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве;
- наследственность;
- тяжелое вынашивание.
В момент формирования патологии повреждения — остаточные явления. Резко нарушения речи проявляются при произнесении согласных звуков. Активность речи высокая.
Течение заболевания
Аномалия может протекать в 2-х формах:
- прогредиентной;
- рецидивирующей.
Прогредиентное течение характеризуется легкой симптоматикой. Заикание наблюдается редко. При смене психологической обстановки в лучшую сторону у пациентов наблюдается затухание основных симптомов нервного расстройства, что способствует улучшению речи. При положительном течении у заикающихся речь нормальная, без остановок, когда пациент заинтересован в теме разговора, чувствует себя комфортно и раскованно. Форма заболевания хорошо поддается лечению.
Рецидивирующее протекание болезни у взрослых отличается осложненной клинической картиной, сопровождающейся дисгармоническим формированием личности. У пациентов формируется своеобразная схема суждения и восприятия себя в обществе. Со временем больные замыкаются в себе, у них прогрессируют ОКР и различные фобические расстройства. Эффективность медикаментозно-педагогического лечения низкая.
Родителям заикающихся детей
Обычно логопед, работающий с ребёнком дошкольного возраста, имеющим логопедические проблемы, проводит полный инструктаж для членов семьи ребёнка.
Есть специальные упражнения, средства и общие правила, которым необходимо следовать в домашних условиях, если вы хотите помочь малышу как можно быстрее. От выполнения этих условий зависит исход лечения и коррекции речи в дошкольном возрасте.
Вы поможете ребёнку, если:
- откажетесь на время от сложных развивающих занятий, усиленного дошкольного обучения, посещения различных дополнительных кружков и секций, бассейна, танцев;
- исключите визиты гостей, проведение бурных праздников, вызывающих эмоциональное перенапряжение малыша;
- сможете внимательно следить за соблюдением режимных моментов и выполнять упражнения, назначенные логопедом, и массаж, если будет своевременно проводиться дыхательная гимнастика и другое лечение;
- позволите выражать ребёнку все его эмоции без оглядки на окружающих, не станете стыдить его за плач и недовольство.
Просмотр телепередач и пользование интернетом могут перенапрягать психику дошкольника. Стоит выбирать спокойные, уже знакомые мультфильмы, читать его любимые книги, подходящие по возрасту.
В речевом общении между вами и малышом нужно установить правила, которые помогут ему раскрепоститься. Родителям необходимо помогать ребенку справляться с накатывающими эмоциями, правильно подбирать слова и выражения, использовать все инструменты речи.
Следует научиться вместе с ребёнком обсуждать те события, которые невольно вызывают переживания, различные стрессовые ситуации, не осуждая при этом поведение, не выдавая оценок. Если ребёнок сам затрудняется описать что-либо – сделайте это за него, дополните его рассказ чёткими грамотными комментариями, как если бы он сказал сам.
При общении с ребёнком или в его присутствии нужно избегать сложных речевых конструкций, обсуждения незнакомых ему тем или волнующих сюжетов. Нельзя давить на малыша, заставляя его говорить быстрее или медленнее, запрещая ему выражать негативное отношение к кому-либо или чему-либо, к происходящим событиям.
Ребёнок – всегда личность, даже едва начинающий говорить. Он обладает невероятной восприимчивостью, усваивает множество эмоций взрослых. Поэтому, к тому моменту, когда оформляется фразовая речь, он уже имеет множество своих представлений о жизни.
Усилия следует приложить к нормализации эмоционального климата в семье и в детском коллективе, где бывает ребёнок. Для дошкольника хороший контакт с родителями и домочадцами позволяет в большой степени быстро решить проблему заикания, преодолеть возникшие трудности.
Коррекцию речевой проблемы можно начинать с подбора специалиста, который сможет найти к ребёнку хороший подход, не рассчитывая на народные способы лечения. Хотя в некоторых случаях для нормализации эмоционального спокойствия лекарством может служить успокоительная трава и расслабляющие упражнения, гимнастика, иногда — таблетки.
Особую роль в лечении детей дошкольного возраста играют массаж и дыхательные упражнения, предлагаемые логопедом. Эти средства направлены на развитие дыхательной мускулатуры, преодоление судорожных синдромов, мешающих справляться с голосовой работой. Упражнения и массаж способствуют укреплению мышц и снятию спазмов.
Известный факт – заикающиеся люди могут петь без запинок. Слова песен часто имеют сильную долю или ударение в начале фразы или лишены труднопроизносимых буквосочетаний. Кроме того, влияние оказывают сопутствующие факторы – хоровое сопровождение, аккомпанемент и ритмичность.
Суть этого явления в том, что при пении люди преодолевают спастические сокращения мускулатуры, мешающие им при обычном общении, которые не может устранить обычное лечение. Чаще всего это относится к детям, имеющим нетяжёлые моторные проявления логоневроза.
Эмоциональная стабильность в поведении дошкольника, чёткость и ясность в заданиях логопеда, налаженный быт способствуют быстрому устранению логоневроза в домашних условиях. Для скорейшего выздоровления и систематических занятий существуют логопедические садовские группы и специализированные сады, где обучают и лечат детей с проблемами в речевом развитии.
Автор: Шестакова Любава Владимировна, педагог детского дошкольного учреждения
Общие рекомендации
Чтобы помочь крохе избавиться от недуга и сопутствующих ему проблем, следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Ребенок должен быть в курсе, что с ним происходит, но нельзя заострять на проблеме внимание. Особенно это важно, когда он начинает заикаться – если в этот момент начать подбадривать его, подсказывать слова, помогать, то будет еще хуже.
- Нужно внимательно слушать ребенка, чтобы с первого раза понять смысл им сказанного и не переспрашивать.
- Если заикание сочетается с другими дефектами речи, то их нужно лечить у логопеда одновременно.
- Во время упражнений нужно концентрировать внимание малыша на них. Не нужно, чтобы в это время в комнате работал телевизор, играла музыка или разговаривали другие люди.
- Занятия должны проходить в спокойной, комфортной обстановке, с удовольствием и интересом.
- Просмотр телевизора, компьютерные игры, пользование разнообразными гаджетами нужно ограничить.
- Полезной будет умеренная физическая активность – зарядка, плавание.
- Ни в коем случае нельзя перегружать ребенка занятиями в надежде как можно быстрее получить результат. Это, наоборот, усугубит ситуацию. Занятия должны чередоваться с отдыхом.
Важное условие выздоровления – благоприятная психологическая обстановка дома. Скандалы, ссоры домашних, напряженные отношения между родителями – все это оттянет момент выздоровления. Ради благополучия крохи его родители должны стать единой командой.
Многие родители не хотят отдавать ребенка с заиканием в группу детсада с отклонениями в речи. Считают, с обычными детьми он быстрее адаптируется и начнет нормально говорить. Но это не так. Маленькие детки, не страдающие никакими нарушениями, могут перенять манеру речи такого ребенка (псевдозаикание). А дети постарше могут подвергнуть отличающегося от них травле.
Возможные осложнения
Снижается коммуникативная активность, которая влияет на уровень развития заикающегося ребенка. Становится тяжело выразить себя, потому что присутствуют глубокая стеснительность и неуверенность в себе: ребенок в школе учится плохо, хотя неглупый и знает многое. Причиной является невозможность показать свои знания, т. к. он стесняется насмешек других одноклассников из-за заикания. Учительница его слушать не хочет, потому что он якобы ничего не знает, плохо читает и не умеет говорить. Следствием такого отношения становится замкнутость ребенка, он молчит на уроках и только дома жалуется родителям, что его в очередной раз оскорбила учительница, т. к. он не смог выговорить слово, занизила оценку за выученный стих потому, что он физически не может рассказать его идеально. Ребенок еще в школе обретает комплексы, от которых будет очень трудно избавиться. Родителям, воспитателям и учителям нужно понимать и поддерживать таких детей с клонической и тонической формами заикания.
Степени тяжести
Различается логоневроз и по степени тяжести. Выделяют три стадии:
- Легкая. Сбои в речи образуются лишь при стрессе, сильном волнении, в непривычной обстановке, при контакте с новыми людьми. В обычных условиях дефект практически не заметен.
- Средняя. Дефекты речи проявляются, если кроха даже немного начинает волноваться или перед ним возникают какие-то сложные для него задачи.
- Тяжелая. Малыш заикается постоянно, причем часто дефект речи совмещается с судорогами конечностей, лицевым тиком, покраснением.
Важно знать, что со временем логоневроз способен прогрессировать – если не предпринимать ничего для его лечения. Чем раньше родители обратятся с малышом к врачу, тем скорее и лучше будет оказана помощь. Риск усугубления и рецидива проблемы в этом случае минимален.
Меры профилактики
Родители должны обеспечить правильный, естественный и здоровый уход за ребенком. Сюда входит:
- Питание комплексное.
- Соблюдение режима дня, правильное чередование сна и активности.
- Постановка речи, правильное речевое развитие, упражнения и пример родителей.
- Закаливание, избегание инфекционных и вирусных заболеваний.
- Прогулки на свежем воздухе, общение со сверстниками, получение положительных эмоций.
- Соблюдение правил личной гигиены.
- Избегание стрессов, страхов, запрет на просмотр детьми фильмов ужасов и тех, что предназначены для взрослых.
- Ограничение времени нахождения ребенка перед компьютером или телевизором.
Подарите ребенку детство без взрослых проблем, скандалов и негатива. Читайте им добрые сказки, уделяйте больше внимания, рассказывайте об окружающем мире, играйте в песочнице. Риск появления случаев заикания уменьшится в несколько раз. Этим правилам стоит следовать и родителям, чьи дети уже преодолели тонический логоневроз.
Причины возникновения
Есть масса причин возникновения тонического заикания.
- Факторы, которые благоприятно влияют на развитие патологии: наследственность, особые заболевания, травмы, полученные во время родов, инфекции, что негативно воздействовали на слабую нервную систему, эмоциональная нагрузка.
- Факторы, которые провоцируют появление заикания: резкий испуг, разноязычие в окружении, проблемы с моторикой и чувством ритма, неправильное эмоциональное развитие, проблемы с психикой (незначительные, но скрытые) или быстрая речь. Любая из этих причин может послужить толчком к заиканию.
Механизм появления и борьбы с заиканием еще полностью не изучен. Известно, что это нарушения дыхания, артикуляционного аппарата и голоса, работы участков мозга, отвечающих за речь. Нарушается функционирование регуляторного центра, тоническая или клоническая задержка потока речи становится рефлексом, от которого трудно избавиться.
Профилактические меры
Чтобы предотвратить появления заикания, следует соблюдать некоторые правила:
- обязательно следите за своей речью – кроха с самого рождения должен слышать слова, которые произносятся правильно и четко;
- занимайтесь с малышом, развивайте его речь, заучивайте небольшие стихи;
- уделяйте внимание развитию мелкой моторики;
- обеспечьте ребенку достаточный тактильный контакт;
- не воспитывайте его в чрезмерной строгости, создайте доброжелательную атмосферу в доме, не критикуйте.
Способы борьбы
Сначала нужно диагностировать заикание. Если есть вышеперечисленные симптомы, что не исчезают более трех месяцев, диагноз ясен. Нужно обязательно показать ребенка опытным специалистам: логопеду и невропатологу, рассказать, не подвергался ли он каким-либо травмам раньше. Проверяется нервная система на наличие заболеваний. Главное — это вовремя заметить недуг и сразу начать с ним бороться. Способ лечения зависит от типа заикания и степени развития логоневроза. Оно проходит и индивидуально с каждым маленьким пациентом и в группе. Откорректировать речь поможет логопед, его методика включает индивидуальный комплекс упражнений для постановки отдельных звуков речи и скорости разговора. Есть и логопедические центры для взрослых. Для малышей существуют детские сады с логопедическим уклоном. Там с детьми занимается логопед в группах и индивидуально, если есть необходимость. Специалист необходим для избавления от страха говорить, снятия тревоги при помощи дыхательных практик. В отдельных случаях могут дополнительно назначить седативные медикаментозные препараты. Хорошо помогают массаж, фитотерапия и физиологические процедуры. Заикание проходит с течением времени, не нужно торопить ребенка.
Анамнез невротического заикания
В анамнезе невротической формы заикания аномалии не выявляются. Психомоторное развитие соответствует возрасту. Большинство случаев детского невротического заикания отличается ранней эволюцией речи. Пациенты говорят быстро, захлебываясь, проглатывая окончания и небольшие слова.
Болезнь определяется по эмоциональному фону. Дети, страдающие от проблемы, впечатлительные, робкие, тревожные, нетерпеливые и обидчивые.
Появляется отклонение внезапно на фоне отлично развитой, правильной устной речи. Стресс-фактором часто является адаптация в коллективе. Заикание невротического типа не развивается самостоятельно, ему сопутствует ряд других невротических симптомов:
- фобии;
- энурез ночной или дневной;
- расстройство импульсивно-компульсивное.
При наличии сильного психогенного фактора в анамнезе присутствует мутизм — ребенок не говорит вообще на протяжении некоторого времени. Как только ЦНС подает сигнал об отсутствии опасности, малыш вновь начинает говорить, но уже заикаясь. По мере прогрессирования патологии развиваются дополнительные признаки невротического расстройства: плаксивость, перевозбужденность, раздражительность, нарушения сна. К 10–12 годам картина усугубляется ярко выраженным неврозом из-за осознания своего недостатка. Заикание обрастает страхом перед речевой неудачей, нарушается взаимосвязь с социумом.
В анамнезе невротических форм болезни определяются следующие характеристики:
- раннее речевое развитие в фазе, предшествующей появлению патологии;
- нестандартное эмоциональное развитие;
- начальная патология провоцируется острым психогенным фактором;
- судорожные проявления заикания зависят от эмоционального состояния;
- стандартная речь с развернутыми фразеологическими оборотами при определенных
- психогенных условиях, комфортных для личности.
Симптомы детского заикания
Многие уверены, что единственным симптомом является повторение слогов, отдельных звуков. Однако на самом деле клиническая картина может быть весьма разнообразной. Это и возникновение определенных блоков – то есть пауз, когда малыш молчит, хотя хочет что-то сказать, и чрезмерное растягивание гласных.Иногда у малышей проявляется тик на лице, видны гримасы и неестественные сокращения лицевых мышц, шеи.
Постепенно заикание, особенно если оно проявляется у детей дошкольного или младшего школьного возраста, приводит к тому, что кроха становится замкнутым, избегает общения.
Важно! Насторожить должны и интонационные подъемы, перепады громкости, когда ребенок разговаривает.
Какова диагностика заикания
Чтобы диагностировать у малыша этот недуг, прежде всего необходимо обратиться к неврологу. Он проведет обследования (могут понадобиться МРТ мозга, ЭЭГ, другие исследования), определит, поражена ли нервная система.
Если болезнь носит психологический характер, следует подключить к работе и детского психолога, психотерапевта. Также в диагностике этого недуга принимает участие и логопед.
Большую роль в успешной диагностике играет комплексный подход: необходимо максимально тщательно установить причины, по которым возникло заикание, события, которые этому предшествовали. При сборе анамнеза специалист обязательно поинтересуется и наследственностью ребенка. На основе полученных данных доктор сделает заключение о разновидности болезни.
- Логоневроз – это болезнь, которая связана со стрессом или нарушениями в работе нервной системы.
- Тоническое заикание – это задержка речи, вызванная сильными мышечными сокращениями.
- Клоническое заикание – разновидность, при которой мышцы сокращаются кратковременно, из-за чего ребенок повторяет слоги или слова.
Нередко заикание носит смешанную форму, то есть сочетает в себе несколько видов нарушений.
Причины
Заикание способно быть как врожденным – если появилось, как ребенок начал говорить, и приобретенным – если, например, заикание у ребенка 5 лет появилось впервые, а до этого он говорил нормально. Различаются они причинами.
Врожденное
Причины врожденного заикания у детей:
- Тяжело протекающая беременность. Если этот этап сопровождается гипоксией плода – когда ему не хватает кислорода, то это способно влиять на формирование его речевого аппарата. Также сказываются перенесенные женщиной во время вынашивания плода инфекционные заболевания.
- Родовая травма. На формирование артикуляционного аппарата может также влиять гипоксия, но уже возникшая не внутриутробно, а во время долгих, трудных родов. При получении родовой травмы способны пострадать клетки головного мозга. Часто страдают ранние детки, появившиеся на свет раньше срока.
- Наследственность. Нарушение речи передается и по наследству. И это достаточно распространенная причина.
- Особенности темперамента. Дети-холерики чаще подвержены заиканию, чем меланхолики или сангвиники. Их нервная возбудимость значительно выше.
Если же маленький человечек до определенного возраста говорил хорошо, а потом вдруг стал заикаться, это признак приобретенного заболевания.
Приобретенное
Причины приобретенного заикания у детей:
- Пережитый стресс. Это потеря близкого человека, резкая смена обстановки, сильный испуг. Также играет роль и психосоматика.
- Нехватка или переизбыток внимания. Зачастую заикаются избалованные, капризные детки.
- Повышенные требования родителей.
- Тяжелая домашняя обстановка. Часто страдают дети из неблагополучных семей, где часто бывают скандалы, ссоры, рукоприкладство. Может сказаться и развод родителей.
- Длительное пребывание за компьютером или перед телевизором. Это в целом сказывается на психическом развитии.
- Заболевания. Серьезные последствия за собой влекут менингит, энцефалопатит, травмы головы, грипп и иные заболевания.
- Псевдозаикание. Это явление возникает в семьях, где кто-то из старших страдает заиканием. Тогда малыш способен перенять манеру говорить у близкого человека, не страдая никакими нарушениями.
Чтобы определить, какие причины кроются в основе нарушения речи, нужно понаблюдать за ребенком. Проблема возникает при волнении, в присутствии незнакомых людей или в непривычной обстановке? Тогда, скорее всего, логоневроз – приобретенный. Если же малыш заикается стабильно, в любой обстановке, то проблема врожденная. Однако точно установить причины может только квалифицированный специалист.
Вопрос-ответ
Какие методы лечения заикания существуют у детей?
Подход к лечению заикания является комплексным и включает в себя: занятия с логопедом, сеансы психотерапии, медикаментозный курс, физиотерапевтические процедуры, массаж, плавание и др. ».
Каковы причины заикания у детей?
Повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга, последствия острого и хронического стресса в детском возрасте, генетическая предрасположенность (некоторые виды заикания передаются по наследству), Ещё
Каковы причины заикания?
Фактором, провоцирующим усиление признаков заикания, является психоэмоциональный стресс – конфликты на работе, проблемы в личной жизни, волнение, связанное со внешними обстоятельствами, переутомление. На фоне этих же ситуаций данный вид нарушений речи у взрослых может даже возникнуть впервые, но это единичные случаи.
Какие препараты назначают при заикании?
ХИТ 589 ₽ Энтеросгель Паста, 225 г609 ₽ ТераФлю Порошок, 10 шт500 ₽ АнвиМакс Порошок, 12 шт, 5 г491 ₽ Граммидин Нео Таблетки, 18 шт250 ₽ Стрепсилс Таблетки, 24 штСнуп Спрей, 15 мл, 0, 05 %Мукалтин Таблетки, 10 шт, 50 мг261 ₽ Санорин Спрей, 1 шт, 10 мл, 0, 1 %
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на эмоциональное состояние ребенка. Заикание может усиливаться в стрессовых ситуациях или при повышенной тревожности. Создайте спокойную и поддерживающую атмосферу, где ребенок сможет свободно выражать свои мысли без страха осуждения.
СОВЕТ №2
Регулярно занимайтесь с ребенком речевыми упражнениями. Используйте игры и занятия, которые помогут развивать его речь и уверенность в себе. Например, читайте вместе книги, повторяйте стихи или играйте в ролевые игры, где ребенок сможет практиковать речь в непринужденной обстановке.
СОВЕТ №3
Обратитесь к специалисту. Если заикание сохраняется или ухудшается, важно проконсультироваться с логопедом или детским психологом. Они смогут предложить индивидуальные методы коррекции и поддержки, которые помогут вашему ребенку справиться с этой проблемой.
СОВЕТ №4
Избегайте критики и давления. Не заставляйте ребенка говорить быстрее или исправлять его, когда он заикается. Вместо этого, проявляйте терпение и понимание, позволяя ему говорить в своем темпе. Это поможет снизить уровень стресса и повысить уверенность в своих силах.